Исследование организации Climate Leadership Council показало, что около 22% выбросов углерода приходится на импортные товары (скрытые выбросы), которые фиксируют в странах-производителях, а не потребителях.
Механизмы углеродной корректировки импорта, такие как CBAM, могут помочь избежать утечек углерода, то есть переноса производства в страны с менее жесткой климатической политикой, сообщает Climate Leadership Council.
Исследователи анализировали выбросы углерода от мировой торговли в 2019 году во избежание влияния пандемии COVID19. Они обнаружили, что скрытые выбросы выросли до 2008 года и с тех пор стабилизировались на уровне 20-25%. Однако на фоне увеличения глобальных выбросов углерода общий объем скрытых выбросов в торговле тоже растет.
Отмечается, что разная углеродная емкость товаров и неоднородная климатическая политика в разных странах может усилить "углеродную лазейку". Это также может увеличить утечку углерода.
В исследовании подчеркнули, что из 20 крупнейших глобальных потоков скрытых выбросов восемь происходят из Китая. Эта страна является крупнейшим нетто-экспортером выбросов углерода, за ним следуют россия, Южная Африка и другие развивающиеся экономики. А США являются крупнейшим нетто-импортером выбросов, за которыми следуют страны с высоким уровнем дохода (Великобритания, Франция, Италия и Германия).
Отмечается, что дисбаланс в выбросах между странами меняется. Развивающиеся страны и страны со средним уровнем дохода теперь передают больше выбросов друг другу. Это изменение частично связано с ростом торговли Юг-Юг и ростом среднего класса в развивающихся странах. Ведь растет спрос на товары, которыми уже давно используются в развитых странах.
В исследовании рассказали, что:
- общее содержание углерода в международной торговле товарной сталью в 2021 году составило около 700 метрических тонн CO2 (19% общих выбросов CO2 от мировой металлургической промышленности). Также значительно содержание углерода и в сталесодержащих товарах, таких как автомобили, бытовая техника и т.п.;
- цементом и клинкером в 2019 году – около 141 Мт CO2 (около 6% от общих выбросов CO2 от мировой цементной промышленности);
- необработанным алюминием в 2019 году – около 147 Мт CO2 (около 22% общих выбросов CO2 от мировой алюминиевой промышленности);
- химическими продуктами в 2019 году – около 478 Мт CO2.
Напомним, одним из основных инструментов климатической политики ЕС является механизм углеродной корректировки импорта CBAM, призванный выровнять условия для компаний, подпадающих под различные климатические нормы и налоги. С 2027 года в Великобритании введут свой аналог европейского CBAM.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, в ЕС с 1 октября начался переходный период применения CBAM (механизма углеродной корректировки импорта). До конца 2025 года компании-импортеры должны только отчитываться об уровне углерода, попавшего в окружающую среду в процессе производства, а с 2026 – получать CBAM-сертификаты на свою продукцию.