Как война в Украине и энергетический кризис повлияли на "Fit for 55" shutterstock

Как война в Украине и энергетический кризис повлияли на "Fit for 55"

Проблемы энергетической безопасности стимулируют скорейший переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам

За первый год реализации программы "Fit for 55" в ЕС достигли прогресса по Механизму корректировки углеродных границ (CBAM), а энергетический кризис и война в Украине стали катализаторами экологических изменений.

Однако еще нет четких договоренностей относительно постепенной отмены свободных квот на выбросы углерода в схеме торговли выбросами ЕС (ETS), сообщает Sustainability.

В материале отметили, что обеспокоенность европейских политиков по отложению углеродных мер на задний план из-за новых вызовов пока оказалась необоснованной, а законодательные процедуры все еще проходят должным образом и вовремя.

В пакете "Fit for 55" Еврокомиссия (ЕК) предложила детальные законодательные шаги, которые необходимо предпринять для достижения первой вехи на пути к своей нулевой цели к 2050 году – то есть чистое сокращение выбросов парниковых газов по меньшей мере на 55% к 2030 году с уровня 1990- х годов.

Предложения ЕК были лишь первым шагом в долгом процессе – в рамках законодательной базы Европейского Союза роль ЕК заключается во внесении законодательных предложений и имплементации законов, но не в разработке или принятии законов самостоятельно.

Когда был запущен пакет "Fit for 55", предполагалось, что предложения будут внесены в законодательство до конца 2022 года.

Однако резкий рост цен на энергоносители с середины 2021 привел к ускорению инфляции потребительских цен, которого не наблюдалось с 1970-х годов. Также российское вторжение в Украину в феврале 2022 года, помимо прочего, подорвало мировую экономику, рынки энергии и сырья.

“Стремительно растущие цены на энергоносители поразили уровень жизни и ухудшили экономические перспективы. Политики в большинстве стран ЕС были озабочены социальными последствиями и ввели меры по защите домохозяйств от влияния", – говорится в материале.

Кроме того, ряд правительств ЕС открыто подвергли сомнению функционирование ETS – ведущей политики Европы по борьбе с изменением климата – утверждая, что она еще больше повышает цены на энергоносители. Так цена на квоты на выбросы углерода в ЕС ETS выросла из ~ 20 за тонну CO2 в начале 2021 года до ~ 90 в конце года, что способствовало росту затрат на промышленное производство.

Существовало беспокойство, что такие негативные факторы снизят экологические амбиции, чтобы удержать цены на энергоносители на низких уровнях, например, приостановят действие ETS, или будут стимулировать добычу внутреннего угля.

Однако проблемы энергетической безопасности стимулируют скорейший переход от ископаемого топлива к возобновляемым источникам.

“В своей инициативе "RePowerEU" ЕС четко дал понять, что быстрый переход на ВИЭ будет играть ключевую роль в уменьшении зависимости от российского импорта энергии. Сейчас ЕС рассматривает, можно ли увеличить долю возобновляемых источников в конечном потреблении энергии до 45% к 2030 году, что выше 40%, предложенных в декабре 2021 года в пересмотренной Директиве о возобновляемых источниках энергии", – говорится в материале.

Для достижения этой новой цели ЕС рассматривает возможность использования водорода как возобновляемого источника энергии. Если это будет принято европейскими законодателями, это сделает элементы пакета "Fit for 55" еще более амбициозными.

На фоне войны в Украине европейские политики прорабатывали 13 четких предложений ЕК "Fit for 55". Одним из наиболее спорных предложений является механизм корректировки углеродных границ (CBAM), который является краеугольным камнем климатической политики ЕС, дополняющий ETS.

CBAM охватит такие отрасли, как цемент, алюминий, удобрения, производство электроэнергии, железа и стали. Однако Совет признал недостаточный прогресс в ряде сфер, в частности, поэтапный отказ от бесплатных надбавок и создание глобального климатического клуба.

В декабре 2021 года ЕП представил свой проект отчета о CBAM, в котором выступает за более быстрый поэтапный выход из бесплатных надбавок и ускоренный поэтапный ввод CBAM. Также CBAM должен распространяться на такие сектора, как производство химикатов, пластмасс и водорода, а также предлагается компромисс по экспортным скидкам.

Министры охраны окружающей среды ЕС предлагают расширить сферу ETS для охвата автомобильного транспорта и зданий до 2026 года.

Европейские политики также достигают медленного, но стабильного прогресса относительно других предложений "Fit for 55".

"Нет очевидных признаков того, что война в Украине существенно замедлила законодательный процесс. То же касается многих других инициатив, которые являются частью Европейского зеленого соглашения, но не часть пакета "Fit for 55"”, – отмечают в Sustainability.

Напомним, еврокомиссар заявил, что война в Украине не может быть оправданием для задержки Green Deal.

Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Европарламент призвал распространить углеродную пошлину на 8 отраслей.

Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране