ЕС хочет расширить действие CBAM на ряд продукции: что подпадет под пошлину shutterstock

ЕС хочет расширить действие CBAM на ряд продукции: что подпадет под пошлину

Валентина Гембарская

Претендовать на исключение из-под действия СВАМ могут только торговые партнеры, имеющие прозрачные политики ценообразования на выбросы углерода

В Европейском Союзе хотят расширить действие CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism) на органические химические вещества, полимеры и водород, а полученные средства будут направлены на помощь наименее развитым странам.

Об этом заявил евродепутат Мохаммед Шахим, являющийся ведущим докладчиком по СВАМ в Комитете по вопросам окружающей среды Европарламента.


Его доклад проанализировала координатор комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес-ассоциации. Ольга Бойко на своей странице в Facebook.

Она описала основные изменения к драфту механизма пограничной углеродной корректировки:

  1. Кроме цемента, удобрений, железа, стали, алюминия и электроэнергии под сферу действия СВАМ предлагают включить органические химические вещества, водород и полимеры, импортируемые в страны ЕС.
  2. Обложению будут подлежать не только прямые выбросы СО2, образующиеся в процессе производства указанных товаров, но и косвенные выбросы, в частности от использования электроэнергии.
  3. Бесплатные квоты на выбросы парниковых газов, доступные в рамках рынка торговли квотами в ЕС (EU ETS) в секторах, охваченных CBAM, будут отменены ранее – не в 2036 году, а уже в 2028 году.
  4. Переходный период СВАМ, когда у импортеров нет финансовых обязательств, начнется с 2023 года, но будет длиться не 3, а 2 года – и уже с 2025 года СВАМ должен заработать в полном объеме.
  5. Вместо 27 национальных органов в каждой стране ЕС предлагается создать один централизованный орган, который будет рассматривать и проверять CBAM-декларации, продавать CBAM-сертификаты импортерам и т.д.
  6. Денежные средства, полученные от СВАМ, предлагается направить на финансирование мер по декарбонизации в наименее развитых странах.

"При этом евродепутат отметил, что CBAM должен усиливать сотрудничество ЕС с торговыми партнерами, а не вызывать конфронтацию. В то же время, претендовать на исключение из-под действия СВАМ могут только те торговые партнеры, имеющие прозрачные и понятные политики ценообразования на выбросы углерода. Ориентировочно, предложенные изменения будут обсуждать в Комитете Европарламента в феврале 2022 года, а голосовать в апреле", — прокомментировала Бойко.

По оценкам European Business Association, в случае внедрения СВАМ при цене €55/т СО2, дополнительные расходы украинских импортеров продукции цементной отрасли составят не менее 2,1 млн, химической отрасли — €48,5 млн, а в металлургии могут составить €628,3 млн ежегодно.

Как сообщала ЭкоПолитика, украинский бизнес ежегодно будет терять по 396 млн евро с 2026 по 2030 год, если в Европейском Союзе будет введен CBAM. В результате такого шага со стороны ЕС ВВП Украины будет сокращаться на 0.08%/год. Такой вывод заключили эксперты Киевской школы экономики (KSE).

Читайте также
Экокомитет поддержал возобновление мониторинга и отчетности по парниковым газам
Экокомитет поддержал возобновление мониторинга и отчетности по парниковым газам

Это необходимо для создания системы торговли квотами на них в Украине

Еврокомиссия представила проект введения CBAM с требованиями к декларантам
Еврокомиссия представила проект введения CBAM с требованиями к декларантам

Свои отзывы и замечания к нему стейкхолдеры могут подавать до 27 ноября

Переходный этап CBAM: первые проблемы и необходимые решения
Переходный этап CBAM: первые проблемы и необходимые решения

На этапе подачи отчетности по CBAM бизнес столкнулся с проблемами, требующими привлечения внешней экспертизы

Великобритания хочет избежать CBAM
Великобритания хочет избежать CBAM

По мнению стейкхолдеров, этот механизм угрожает климатической политике королевства