За 11 месяцев этого года Государственная экологическая инспекция рассчитала 2,8 млрд грн ущерба за экологические нарушения. Такие данные обнародовали в самой ГЭИ. Как отметили в инспекции, с января они провели уже 40 тысяч проверок и составили более 43 тысяч протоколов об административных правонарушениях. К ответственности привлечено почти 39 тысяч человек. К тому же, как отмечают в ДЭИ, по их материалам правоохранители открыли более 500 уголовных производств.
Но действительно ли ГЭИ работает настолько эффективно – разбиралась ЭкоПолитика.
На первый взгляд работа Госэкоинспекции в 2021 году выглядит довольно масштабно: 2,8 млрд грн убытков – действительно не мало. Но здесь следует понимать, что провести проверку, выявить нарушения и рассчитать ущерб – это только половина дела. То, что ущерб начислен, не означает, что эта сумма попадет в государственный бюджет. Инспекторам еще предстоит найти виновных во вреде, которые могут согласиться заплатить ущерб добровольно, или взимать его придется через суд. И вот здесь успехи ГЭИ гораздо скромнее.
Поскольку год еще не завершился, полных данных по взысканному ущербу ведомство не обнародовало. Последний опубликованный на сайте отчет – Рейтинг эффективности работы территориальных органов ГЭИ за 9 месяцев 2021 года. Правда, фигурируют в нем довольно скромные цифры. Сколько всего убытков насчитали территориальные органы ГЭИ – не значится, но без учета ущерба, нанесенного неустановленными лицами, заявленная цифра составляет 387,7 млн грн. А вот взыскали только 41,3 млн из них!
Также на сайте ГЭИ периодически публиковали информацию о взысканном ущербе в разрезе недели. Поэтому, чтобы получить более полную картину за год, мы взяли данные, которые Госэкономиспекция обнародовала за период октября-декабря, и добавили их в предыдущие 9 месяцев. Получилось – всего 63,7 млн грн. То есть, чуть больше 2% от громко заявленных 2,8 млрд! До конца года еще есть время, но процент вряд ли станет существенно больше. Если же смотреть на штрафы – там фигурируют еще меньшие суммы.
При этом, согласно данным Бюджета-2021, на содержание ГЭИ ушло 443,7 млн грн. То есть, в разы больше, чем она взимает.
Почему же с взысканиями такая критическая ситуация? Как рассказывает председатель ОО "Экологический патруль" Татьяна Лампика, между начисленным и взысканным ущербом есть серьезная разница. Если инспекция насчитала ущерб, его не всегда технически можно взыскать в течение года.
"В 2021-м году ГЭИ ходила на проверки и начисляла убытки. – рассказывает эксперт. – Что-то из этих убытков субъекты, которых проверяли, уплатили добровольно. Что-то они взыскали через суд в этом же календарном году. Но судебные разбирательства могут длиться годами. Поэтому в взысканные убытки могут входить суммы, которые насчитали даже три года назад, и по которым только в этом году закончилось судебное разбирательство. А те суммы, которые насчитали в этом году лягут во взыскание того календарного года, в котором закончится рассмотрение".
Но стягивают с нарушителей далеко не все. Как рассказывает Лампика, есть три основных проблемы, которые не позволяют взыскать начисленный ущерб:
"Поскольку в ГЭИ работают не совсем квалифицированные кадры, в судебную экспертизу попадает большое количество материалов, которые не отвечают техническим показателям и по которым нельзя сделать экологическую экспертизу, чтобы прокуратура могла пойти в суд и взыскать ущерб. Второй проблемой я бы назвала отсутствие кадров. К примеру, в Южном округе ГЭИ, в Запорожском подразделении в целом отделе нет ни одного инспектора. Также присутствует конкуренция органов. На сегодняшний день ГБР, прокуратура, полиция и ГЭИ имеют в плановых показателях экологические преступления. Все эти проблемы — следствие реформ в государстве (правоохранительной системы, прокуратуры и ГЭИ), а также отсутствия необходимого финансирования Госэкоинспекции", – подытожила Лампика.
Экс-начальник "Государственной экологической инспекции Столичного округа", эколог ОО "Вторая жизнь" Сергей Волков также добавляет, расчет ущерба не содержит субъективных вещей, а опирается только на зарегистрированные методики. Далее, когда убытки пытаются взыскать в добровольном или судебном порядке – начинаются "метаморфозы".
"Что касается добровольного взыскания, многое зависит от оформления претензий, от оснований, на которых они были оформлены или осуществлены меры государственного надзора. – говорит Волков. – Если же лицо не соглашается с взысканием, а дело идет в суд, то в большинстве судебных процессов юристы инспекции проигрывают юристам крупных предприятий".
Не следует отбрасывать также и коррупционную составляющую:
"Представители ГЭИ могут не появляться в судах или таким образом оформить документы, чтобы дальше они не имели перспективы. Формально это будет выглядеть как защита окружающей среды, а по факту разбиваться аргументами в судах", — говорит Волков.
В общем, неудивительно, что Госэкоинспекция отчитывается именно о начисленных убытках, а не о взысканных, ведь их успехи во взыскании ущерба, к сожалению, пока оставляют желать лучшего. Есть надежда, что ситуацию могла бы исправить реформа системы экологического контроля. В июле парламент принял в первом чтении соответствующий законопроект №3091, который должен ликвидировать ГЭИ и создать новый орган. Правда, к этой реформе уже много замечаний в экспертной среде, ведь вместо искоренения коррупции предложенная в законопроекте система порождает только новые коррупционные риски. Да и сам законопроект пока "завис" до второго чтения. Так увидим ли мы, как экоинспекторы не только начисляют миллиардный ущерб, но и взимают его в бюджет, хотя бы в 2022-м? Пока это вызывает колебания.