В 2021 г. произошли качественные изменения для бизнеса в экологических реформах благодаря длительным дискуссиям, ряду принятых законов и климатических обязательств.
О перечне достижений и недоработок в этом году сообщает координатор Комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию Ольга Бойко в блоге для "Экономической правды".
В этом году Минприроды утвердило приказ №297, что позволило унифицировать для всех областей перечень документов для получения разрешения на выбросы благодаря обращению Европейской Бизнес Ассоциации.
20 октября ВРУ поддержала законопроект №4507 об обеспечении энергоэффективности при производстве, транспортировке, передаче, распределении, снабжении и потреблении энергии. Также впервые в Украине устанавливаются требования по энергоэффективности закупок и аренды зданий органами власти, а также обязанность ежегодно закладывать в Госбюджет финансирование программ по энергоэффективности не менее 1% от общей суммы расходов.
Благодаря постановлению КМУ №1060 разблокирован механизм государственного финансирования природоохранных мероприятий в бизнесе. Размер государственного пособия может достигать 100% необходимых средств.
“Впрочем, все чаще случаются случаи, когда государственная помощь, предоставлятелями которой являются органы власти центрального и местного уровней, признается незаконной. Например, в связи с уже имеющимися льготами или другими формами государственной поддержки в компании или если сами поставщики такой помощи не соблюдали установленную процедуру и сроки информирования о таких кейсах АМКУ и т.д. Поэтому пока бизнес достаточно осторожно относится к этому инструменту", – говорится в блоге.
Центральным событием года стало утверждение Правительством Второго Национально определенного вклада (НВВ2) в Парижское соглашение, согласно которому Украина имеет новую климатическую цель – сократить к 2030 году выбросы парниковых газов на 65% по сравнению с 1990 годом. Это более амбициозная цель чем в ЕС (55%) и может быть дополнительным козырем на международных переговорах.
Для реализации этой цели понадобится 102 млрд евро, из которых большинство – это средства бизнеса, другие механизмы финансирования сейчас прорабатываются.
"Однако, при отсутствии доступа к международному финансированию и разработанной дорожной карте и секторальным политикам, реализация НВВ2 может оказаться неподъемным финансовым бременем для бизнеса, которому проще будет перенести свои активы в другие страны с более благоприятными инвестиционными условиями", – рассказала координатор Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Ольга Бойко.
Несмотря на смелую климатическую цель, возможная пограничная углеродная корректировка (СВАМ) остается под вопросом в Украине. Так, с позиции Минэкономики СВАМ нанесет урон украинской экономике и является дополнительной надстройкой к уже существующим отношениям между Украиной и ЕС.
Поскольку Украина разделяет климатические цели и амбиции ЕС и обязалась приблизить свою экологическую и климатическую политику к правилам ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации, украинские организации вправе быть исключены из сферы действия CBAM.
Возможные преимущества производителей из ЕС из-за бесплатных квот и доступа к поступлениям от CBAM дискриминируют украинскую продукцию и украинских производителей,
"Бизнес-сообщество благодарно Минэкономики и готово сотрудничать с Правительством Украины и ЕС по всем элементам климатической политики с целью внесения соответствующих изменений в проект регламента по СВАМ", – говорит Бойко.
В 2021 году была создана Специализированная экологическая прокуратура, которая усилит противодействие преступлениям против окружающей среды, ведь наибольший ущерб государство получает именно из-за незаконного использования природных ресурсов.
Также были внесены изменения в Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигательных установок (НПСВ), что поможет выполнить евроинтеграционные обязательства в сфере уменьшения промышленного загрязнения. Разработанный Нацплан предполагает снижение на 72% выбросов оксидов азота к 2033 году, на 95% выбросов серы и пыли к 2028 году.
Бойко также отметила важность принятия закона, который повышает отдельные экологические налоги. Уже с 1 января 2022 г. ставки эконалога за сбросы загрязнения в воду увеличиваются на 30% и постепенно повышаются в восемь раз к 2025 году, на 5% возрастут ставки на выбросы в воздух, а за размещение отходов – на 10%.
“Средства от уплаты налога на выбросы СО2 в Украине поступают в общий фонд госбюджета и не имеют целевого назначения. В 2020 году Украина получила от налога на углерод около 940 млн. гривен, но эти деньги пошли преимущественно на борьбу с коронавирусом и на строительство дорог”, – говорит Бойко.
Напомним, в Украине состоялся четвертый "Лесной диалог".