"Fit for 55": как будет работать новый план ЕС по сокращению выбросов парниковых газов shutterstock

"Fit for 55": как будет работать новый план ЕС по сокращению выбросов парниковых газов

Эксперты считают, что на дискуссии по утверждению новой политики может уйти не менее года

Новый законодательный пакет Еврокомиссии "Fit for 55" еще нуждается в утверждении странами-членами ЕС и Европарламентом, однако основные цели его уже известны и касаются многих ключевых направлений политики и экономики Европейского Союза.

Об этом говорится в статье заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины Ирины Ставчук.

Как известно, в июле Европейская Комиссия обнародовала законодательный пакет "Fit for 55", направленный на пересмотр климатических и энергетических целей ЕС до 2030 года. Пакет укрепляет восемь существующих законодательных актов и предлагает пять новых инициатив в различных сферах политики и секторах экономики: климат, энергетика и топливо, транспорт, строительство, землепользования и лесное хозяйство, которые помогут наиболее эффективным путем достичь поставленной цели.

Просмотр Системы торговли выбросами в ЕС

"Опыт последних лет показал, что торговля выбросами является эффективным и экономически оптимальным механизмом уменьшения выбросов, а доходы, которые она собирает путем аукциона разрешений на выбросы могут быть использованы странами для поддержки перехода к более чистого производства и стимулирования инноваций", – отметила Ставчук.

Как отмечается, в пакете "Fit for 55" есть предложение о большем снижении общего лимита выбросов и увеличения ежегодных темпов их сокращения путем постепенного уменьшения количества квот на выбросы СО2 (в том числе бесплатных), предоставляемых компаниям в рамках системы торговли выбросами EU ETS. Это должно привести к росту платы за тонну выбросов и, таким образом, стимулировать компании сокращать выбросы. Также предлагается поэтапная отмена квот на бесплатные выбросы для металлургических предприятий и секторов, входящих в CBAM, авиакомпаний, рядом с включением морских судов в систему с 2023 года. Это аргументируется тем, что одно судно производит столько же углеродных газов, сколько 8 тыс. машин в день.

Кроме этого, ЕС намерен создать отдельную новую систему торговли выбросами для транспортного сектора и сектора отопления зданий и начать ее применять с 2026 года.

Механизм углеродного корректировки импорта (CBAM)

Одним из новых предложений в документе является создание Механизма углеродного корректировки импорта (СВАМ), благодаря которому будет устанавливаться цена на импорт ограниченного количества товаров, загрязняющих окружающую среду, исходя из выбросов углерода при их производстве.

"Эта мера направлена ​​на защиту европейского бизнеса от экологического демпинга и предотвращения "утечки углерода", в ситуациях, когда европейские предприятия захотят переехать за пределы ЕС, чтобы не платить за выбросы СО2. Механизм также направлен на поощрение промышленности за пределами ЕС и поощрение международных партнеров ЕС делать шаги в этом же направлении", – подчеркнула заместитель министра.

Она отметила, что CBAM будет действовать в дополнение к европейской Системе торговли выбросами, но вместо квот введут специальные CBAM-сертификаты, которые будут покупать в ЕС импортеры продукции в соответствии с объемами выбросов при ее производстве. Цены сертификатов будут рассчитываться на основе средней аукционной цены квот в рамках EU ETS. Действие CBAM сначала будет распространяться на импорт удобрений, электроэнергии, продукции цементной промышленности и металлургии (железо, сталь, алюминий) и учитывать только прямые выбросы при производстве. Потому что это, как говорится, сектора с наибольшими выбросами СО2 и высокой торговой интенсивностью, что создает риск "утечки углерода" в другие страны.

Под действие CBAM подпадают компании из всех стран вне ЕС, кроме участвующих в европейской Системе торговли выбросами или имеют связанную с ЕС национальную ETS. Это относится к членам Европейской экономической зоны и Швейцарии.

Вместе с тем отмечается, что Украина может рассчитывать на особые условия, а именно освобождение от СВАМ, в сфере энергетики.

"В преамбуле документа отмечается, что как только третьи страны будут тесно интегрированы на рынок электроэнергии ЕС путем взаимосвязи рынков, следует найти технические решения для обеспечения применения CBAM к энергии, экспортируемой из таких стран на таможенную территорию Союза. Если технические решения не удастся найти, третьим странам, которые имеют рыночные связи, следует воспользоваться временным освобождением от CBAM не позже чем к 2030 году только по экспорту электроэнергии при условии соблюдения определенных условий. Однако эти третьи страны должны разработать дорожную карту и взять на себя обязательства внедрить механизм ценообразования углеродом, который предусматривает цену эквивалентную EU ETS, и должны взять на себя обязательство достичь углеродного нейтралитета к 2050 году, чтобы привести его в соответствие с законодательством Союза в области окружающей среды, климата, конкуренции и энергетики. Это освобождение следует отменить в любое время, если есть основания полагать, что страна, о которой идет речь, не исполняет свои обязательста или не приняла к 2030 году ETS, эквивалентное EU ETS", – отметила Ставчук.

Изменения в секторе транспорта

Как отмечается, в ЕС хотят запретить с 2035 регистрацию в ЕС новых бензиновых и гибридных автомобилей. Также планируется усиление стандартов выбросов СО2 для автомобилей и микроавтобусов, что ускорит переход к мобильности с нулевыми выбросами. С 2030 года требуется уменьшение средних выбросов новых автомобилей на 55% и на 100% с 2035 по сравнению с уровнем 2021 года. Как результат, все новые машины, зарегистрированные по состоянию на 2035, будут с нулевым уровнем выбросов.

Согласно обновленному Положению об инфраструктуре альтернативных видов топлива, на территории всего ЕС планируется обеспечить необходимое развертывание совместной и удобной инфраструктуры для подзарядки и заправки экологически чистых транспортных средств, не отставая от развития рынка и гарантируя, что сельские и отдаленные районы также будут охвачены. Это связано с тем, что сейчас потребители все чаще покупают электромобили. Именно поэтому предлагается на основных автомагистралях в ЕС через каждые 60 километров построить зарядные станции для электромобилей, а через каждые 150 километров – для машин на водородном топливе.

"Кроме этого, обновленное Положение направлено на то, чтобы положить конец отсутствию прозрачности ценообразования, которое есть сейчас, и облегчить трансграничные платежи при зарядке электронных транспортных средств. Еврокомиссия уже объявила о намерении увеличить количество пунктов зарядки электромобилей до 1 миллиона до 2025 года, и к 3 миллионов к 2030 году", – добавила Ставчук.

Изменения в секторе энергетики и ВИЭ

Как сообщается, на производство и использование энергии приходится 75% выбросов в ЕС, поэтому ускорение перехода к экологически чистой энергетической системе является решающим для сокращения выбросов. Директива по возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) выполняет две основные функции: определяет, какие источники энергии считаются "возобновляемыми", и устанавливает обязательные целевые показатели для возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе Европы. В обновленной Директиве предлагается установить повышенную цель производить 40% энергии в странах-членах ЕС из возобновляемых источников к 2030 году. Тогда как ранее этот уровень составлял 32%. В плане действий указано, что все государства-члены ЕС должны способствовать этой цели, а также предлагаются конкретные цели по использованию возобновляемой энергии в транспорте, отоплении и охлаждении зданий и промышленности. Также планируется усиление критериев устойчивости использования биоэнергетики.

Кроме того, Еврокомиссией была пересмотрена Директива по энергоэффективности. Цель, которая была ею поставлена ​​во время последнего просмотра в 2018 году, имела целью достижения экономии не менее 32,5% к 2030 году. В настоящее время эта цель не имеет обязательной силы, но теперь Европейская комиссия планирует сделать ее юридическим обязательствам. Также во время последнего просмотра Директивы Еврокомиссия установила более амбициозные ежегодные цели по сокращению потребления энергии на уровне ЕС. Директива будет определять порядок установления национальных взносов и повысит ежегодный обязательства по уменьшению потребления первичной энергии для государств-членов с текущих 32,5% до 39%. Государственный сектор должен будет ежегодно реконструировать 3% своих зданий, чтобы стимулировать волну реновации, создавать рабочие места и снижать потребление энергии и затраты для налогоплательщиков.

Также в новой редакции Директивы о налогообложении энергоресурсов в пакете "Fit for 55" предлагается согласовать налогообложения энергетических продуктов с энергетической и климатической политикой ЕС, способствуя чистым технологиям и устраняя устаревшие льготы и снижены ставки, которые в настоящее время поощряют использование ископаемого топлива.

"Новые правила направлены на уменьшение вредных последствий конкуренции за налоги на энергию и помогут обеспечить доходы государств-членов от зеленых налогов, которые являются менее вредными для роста, чем налоги на труд", – прокомментировала Ставчук.

Авиационное и морское топливо

Авиационная инициатива ReFuelEU имеет целью сократить выбросы углерода из топлива за счет увеличения количества зеленого реактивного топлива, которое будут использовать в ЕС. Чтобы увеличить поставки устойчивого авиационного топлива (SAFs), ЕС намерен ввести мандат на смешивание топлива. Все самолеты, вылетающие из аэропортов ЕС, должны будут заправляться зеленым авиа- топливом, минимальная доля которого в 2025 – 2%, а в 2030 – 5%.

"Подобным образом Морская инициатива FuelEU будет стимулировать внедрение устойчивого морского топлива и технологий с нулевыми выбросами путем установления целей по снижению вуглецеемности топлив, используемых суда, заходящие в европейские порты. Со временем эти ограничения будут становиться все более жесткими", – пояснила чиновница.

Социальный фонд по вопросам климата и распределение усилий между государствами

Как отмечается, Европейская комиссия планирует создать Социальный фонд по вопросам климата, который предоставит странам-членам финансирование в размере 72, 2 млрд евро на период 2025-2032 гг. На основе целевой поправки к многолетним финансовым рамкам. Всего на социально справедливый переход Фонд мобилизует 144,4 млрд евро до 2032 года. Фонд будет финансироваться за счет бюджета ЕС, а с 2026 годаву него также будут поступать 25% доходов от торговли квотами для компаний, которые будут платить за выбросы, связанные с отоплением зданий ископаемым топливом, и от автомобильного транспорта в рамках новой системы выбросов для транспортного сектора и сектора отопления зданий.

Также Еврокомиссия пересмотрела Регламент распределения усилий (ESR), который охватывает сельское хозяйство, транспорт, здания, отходы и другие сектора, которые не охвачены ETS –всего ESR охватывает около 60% выбросов в ЕС. В обновленном Регламенте установлены усиленные цели уменьшения выбросов для каждого государства-члена ЕС для зданий, автомобильного внутреннего морского транспорта, сельского хозяйства, отходов и малых отраслей. Признавая различные исходные точки и возможности каждого государства-члена, эти цели базируются на их ВВП на душу населения, с учетом корректировок, учитывающих экономическую эффективность. Но пересмотрено ESR должно обеспечить уменьшение выбросов из этих секторов на 40% к 2030 году по сравнению с ситуацией в 2005 году.

Как отметила заместитель министра, план "Fit for 55" требует утверждения всеми странами-членами ЕС и Европарламентом. При этом ожидается, что на дискуссии по его утверждению может уйти не менее одного года.

Климатические обязательства Украины

Как известно, Украина также является активным участником международной борьбы с глобальным потеплением.

"В 2016 году страна одной из первых ратифицировала Парижское Соглашение. В 2020 году Украина на высоком политическом уровне присоединилась к Европейскому зеленому курсу (European Green Deal), целью которого является достижение климатической нейтральности европейского континента до 2050 года. В марте 2021 правительство утвердило Национальную экономическую стратегию до 2030 года, в которой прогнозируется достаточно значительное развитие промышленности и рост ВВП. К тому же, согласно этой стратегии предполагается, что Украина достигнет климатической нейтральности не позднее 2060", – подчеркнула Ставчук.

"Проект Обновленного национально определенного взноса (НВВ2) – украинской климатической цели к 2030 году – на данный момент находится на финальной стадии принятия Кабинетом Министров Украины. В НВВ2 Украина поставила перед собой более цель к 2030 году добиться сокращения выбросов ПГ до уровня 35% от 1990", – резюмировала чиновница.

Ранее ЭкоПолитика писала о том, что в ЕС обнародовали план борьбы с изменением климата до 2050 года.

Также стало известно, как план ЕС по климатической нейтральности повлияет на Украину.

Читайте также
ЕС выделяет еще €2,7 млрд доходов от СТВ на проекты декарбонизации и чистой энергетики
ЕС выделяет еще €2,7 млрд доходов от СТВ на проекты декарбонизации и чистой энергетики

Среди них проекты модернизации многоквартирных домов, развитие систем хранения электроэнергии, сокращение выбросов CO2 при производстве тепла и другие

В Еврокомиссии рассказали, чего ЕС удалось добиться на климатической конференции COP29
В Еврокомиссии рассказали, чего ЕС удалось добиться на климатической конференции COP29

Большинство достижений связано с увеличением экологически чистых инвестиций

Эстония отдаст Украине вырученные через СТВ €1 млн
Эстония отдаст Украине вырученные через СТВ €1 млн

Это часть финансирования, выделенного на COP29 для развивающихся стран

ЕС инвестирует более €380 млн в проекты по поддержке зеленого перехода
ЕС инвестирует более €380 млн в проекты по поддержке зеленого перехода

Они направлены на развитие циркулярной экономики, охрану природы и биоразнообразия, а также ускорение перехода к чистой энергии