ЕС сокращает расходы на зеленый переход, а от Украины ожидает решительных действий

ЕС сокращает расходы на зеленый переход, а от Украины ожидает решительных действий

Екатерина Белоусова

Украина потеряла 40-80% промышленного потенциала

Одной из ключевых основ мирового зеленого перехода является справедливый подход, сочетающий меры по уменьшению выбросов углерода с экономическим развитием и улучшению качества жизни. Ведь ограничение глобального потепления до 1,5°C является критической целью для всего человечества. Хотя Европа является флагманом климатической политики, некоторые последние шаги выглядят цинично, ведь страны ЕС планируют сокращение или сокращают расходы на зеленый переход.

О новых угрозах для Green Deal и вызовах для климатической политики Украины читайте дальше – в материале ЭкоПолитики .

Уменьшение затрат на зеленый переход в Европе

Правительство Франции планирует сократить бюджет энергетического перехода на 2024 год с €10 миллиардов до €8,6 миллиарда. Такую потребность объясняют прогнозируемым уменьшением экономического роста на 2024 год с 1,4% до 1% из-за кризиса на фоне российско-украинской войны, замедления экономики в Китае и экономического спада в Германии.

Франция планирует сократить расходы на энергоэффективную модернизацию жилья на €1 миллиард и на €400 миллионов для Зеленого фонда по поддержке местных проектов.

В экосообществе раскритиковали такую ​​экономию, в частности из-за того, что сокращение инвестиций в энергоэффективность приведет к гораздо большим государственным расходам в ближайшие годы. А также может подать отрицательный сигнал, что уменьшит привлекательность инвестирования в зеленые проекты.

Также ряд стран ЕС охватили протесты фермеров против правил зеленого перехода, приводящих к увеличению их расходов. Вероятно, Евросоюз может пойти на некоторые уступки для них.

Кроме того, аналогичные тенденции наблюдаются в Великобритании, где объем инвестиций в зеленую экономику уменьшили вдвое – до 28 миллиардов фунтов стерлингов в год. Также в стране ослабили программы по внедрению электромобилей и тепловых насосов и поддержали новое бурение нефтяных и газовых скважин.

В эксклюзивном комментарии для ЭкоПолитики глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес ассоциации Станислав Зинченко подчеркнул, что в настоящее время крупнейшими загрязнителями окружающей среды и источниками выбросов углерода являются Китай и Индия, которые наращивают интенсивность производства. Также большое количество выбросов парниковых газов образуют развитые страны ЕС, США, Япония и потенциально Южная Корея.

"В то же время, наши европейские партнеры через многочисленные негосударственные и общественные организации, международные проекты и экспертов продвигают амбициозные цели по уменьшению выбросов углерода в Украине. С одной стороны это странно во время война в стране", – сказал он, добавив, что восстановление страны после войны может занять десятки лет.

По его мнению, такая ситуация сложилась по ряду причин, в частности, из-за евроинтеграционного курса Украины. Страны ЕС декларируют, что им нужно более €400 млрд в год для достижения целей декарбонизации, несмотря на уже инвестированные триллионы евро. Однако конкретные инвестиционные программы по декарбонизации украинской промышленности и энергетики отсутствует.

Зеленый переход в Украине

Украина во время полномасштабной войны получила статус кандидата в члены ЕС и должна привести национальное законодательство в соответствие европейским нормам. Кроме сугубо законодательных изменений страна, несмотря на колоссальные потери и разрушения, должна воплощать в жизнь климатические решения и выполнять международные обязательства.

А контроль за достижением этих целей, как для кандидата в члены ЕС, будет более жестким. Например, некоторые эксперты предлагают начать переговоры о вступлении Украины в ЕС с кластера "Энергетика и климат", что станет прагматичным подходом к развитию блока. Ведь зеленый курс и энергетика являются сквозными вопросами для ряда секторов, а новые члены блока должны соответствовать европейским нормам.

Украина не смягчила свои климатические цели и не отказалась от обязательств. В частности, в проекте Национального плана по энергетике и климату Украины 2025-2030 предусмотрено:

  • достижение климатической нейтральности энергосектора к 2050 году и всей экономики к 2060-му;
  • вывод из эксплуатации угольной генерации до 2035 года, традиционно используемой для балансировки энергосистемы;
  • сокращение выбросов метана на 30% к 2030 году от уровня 2020, что предусматривает "Глобальное обязательство по метану".

Аналогичные амбициозные цели вызывают беспокойство даже в мирных странах Европы, а для Украины могут стать настоящим бременем.

Ведь, кроме ежедневных вызовов военных реалий, Украина также не получает полноценное финансирование экологических программ. Например, с весны 2022 года финансирование из программы ЕС Multi-annual Indicative Programme (MIP) было направлено на экстренную поддержку в результате войны. Также после запуска Ukraine Facility страна может лишиться доступа к другим программам.

Зинченко подчеркнул, что из-за российской агрессии, деиндустриализации и более 30 лет экономических и политических кризисов Украина потеряла 40-80% промышленного потенциала. Для Украины приоритетом является восстановление, безопасность и благосостояние населения, которое потребует сотни миллиардов евро. Хотя зеленое восстановление наиболее приоритетно, партнеры до сих пор не обнародовали конкретные инвестиционные планы.

"Им не хватает финансирования на собственную зеленую трансформацию. Достижение климатических целей в Украине при падении в промышленности за последние 2 года – это несколько странно. Мне кажется, что "зеленые политики" из ЕС не достигли и не могут достичь собственных целей – вместо этого они пытаются перенести амбициозные цели на другие страны, в частности, партнеров и импортеров", – рассказал он.

По его словам, технологии, политики и механизмы финансирования ЕС являются примером для всего мира и Европа, как инициатор зеленой трансформации, должна продемонстрировать достижение успеха.

"У меня очень осторожный оптимизм по этому поводу – например, потому что крупнейшим производителем солнечных панелей в мире является Китай", – добавил Зинченко.

Изменение климата является настоящей экзистенциальной угрозой человечеству и всему живому на планете и избежать катастрофы поможет только глобальный зеленый переход. Однако достижение климатической нейтральности без необходимого финансирования невозможно. Кроме того, Украина потеряла значительный потенциал в поглощении углерода, ведь треть лесов повреждена в результате боевых действий. Вероятно, потеря около 15 миллионов м3 пресной воды в результате подрыва россиянами плотины Каховской ГЭС, то есть 35-40% всех запасов, окажет негативное влияние на планы Украины по производству водорода – основы декарбонизации ряда секторов промышленности.

Читайте также
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды
Программа Ukraine Facility: какие реформы должно внедрить Минприроды

Их исполнение предусмотрено в течение 2024-2026 годов

Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление
Аудиторы ЕС заявляют о неэффективной трате средств на "зеленое" восстановление

Специалисты уверены в необходимости изменений в методологии вычисления затрат на осуществление "зеленого перехода"