Федерация работодателей топливно-энергетического комплекса Украины (ФРПЭКУ) призвала Кабинет министров как можно быстрее найти действенные механизмы финансирования экологической модернизации угольных энергогенерирующих предприятий в рамках реализации Национального плана по сокращению выбросов от крупных сжигания установок (НПСВ).
Об этом говорится в заявлении организации, которую она опубликовала на сайте ФРПЭКУ в четверг, 5 августа.
Федерация поддержала усилия власти, направленные на выполнение международных обязательств по экомодернизации предприятий. При этом там отметили, что для реализации текущей редакции Нацплана по выбросам нужно привлечь не менее 4,3 млрд евро.
"Это колоссальные средства для энергетической отрасли, особенно учитывая кризисную ситуацию, в которой она сейчас находится. Только за пять месяцев этого года теплоэлектростанции в Объединенной энергетической системе Украины получили убытки на сумму 5,1 млрд грн. Всего с момента запуска нового оптового рынка электрической энергии в 2019 году задолженность на нем выросла почти до 37 млрд грн", — сообщили в ФРПЭКУ.
Как отметили в заявлении, по объективным причинам такие дисбалансы не только делают невозможным планирование полноценных инвестиционных программ в экологическую модернизацию, но и сводят к минимуму выделение ресурсов даже на поддержание и ремонт оборудования генерирующих компаний в надлежащем техническом состоянии.
Учитывая это, в организации призвали Кабмин поскорее найти средства для экологической модернизации в рамках НПСВ.
"От этого выиграют все: и государство, и общество, и энергетический сектор, который не только обеспечивает стабильность украинской энергосистемы, но и будет отвечать современным мировым экологическим трендам", — заверили в ФРПЭКУ.
По словам энергетиков, показательным в этом плане может стать международный опыт. До внедрения либерализованной модели рынка европейские страны делали экомодернизацию за счет инвестиционной составляющей и различных источников государственной помощи. После внедрения нового рынка электроэнергии — за счет дополнительных платежей потребителей на экологическую модернизацию генерации. Всего за 1990-2016 гг. в экомодернизацию за счет государственной помощи было инвестировано: в Германии — 19 млрд евро, Польше — 11 млрд евро, Чехии —7 млрд евро.
В Украине же в тариф для потребителей ранее закладывался инвестиционный компонент, который целенаправленно направлялся на модернизацию ТЭС и ТЭЦ. Но производителям электроэнергии с 1 июля 2019 гола его отменили, хотя инвестнадбавка должна была действовать до декабря 2022 года.
Ранее ЭкоПолитика писала, что к скорейшему введению механизма финансирования для экомодернизации энергетики призвали правительство и в Европейской бизнес-ассоциации.
Отметим, что Украина, как член Европейского энергетического сообщества, в 2011 году взяла на себя обязательства по экомодернизации предприятий и постепенному приближению страны к европейским требованиям по выбросам. Эти намерения были заложены в Нацплане по выбросам, который правительство приняло в декабре 2017 года. Документ, в частности, определяет намерения Украины в период 2021-2033 гг. существенно сократить выбросы диоксида серы, оксидов азота и пыли от ТЭС и ТЭЦ Украины, мощность которых составляет 50 МВт и более.
Также 16 июля 2021 года Верховная Рада приняла постановление № 5129 об имплементации Нацплана.