Эксперты из "Украинская Природоохранная Группа - UNCG" предложили создать "красные зоны" на территориях, которые получили значительное повреждение структуры и загрязнения от взрывов боеприпасов.
Это позволит выполнить требования законодательства Украины по консервации земель и предотвращению опустынивания, а также Европейской стратегии защиты биоразнообразия до 2030 года (вывод из возделывания 30% всех сельскохозяйственных земель), сообщает UNCG.
Так, на спутниковых снимках Изюмского района Харьковской области на участке 1 км² нашли 480 воронок от снарядов калибра 82 мм, 547 воронок от снарядов 120 мм и 1025 – калибра 152 мм. Это привело к попаданию в грунт 50 тонн железа, 1 тонны соединений серы и 2,35 тонн меди, а также других тяжелых металлов и соединений, количество которых меньше. Кроме того, взрывами вывернуто не менее 90 000 тонн грунта.
Вред полям = вред природе
Почвы, среди всех экосистем, испытывают наибольшее негативное влияние от военных действий.
Большое количество мелких организмов, создающих и поддерживающих почву, а также ее биологическое покрытие – травы, мхи, лишайники и грибы – являются наиболее уязвимыми, ведь не способны покинуть участок, на котором происходит взрыв, или оградить себя от негативных воздействий. Такими влияниями прежде всего являются краткосрочное разрушительное действие взрывной волны и длительное действие химического загрязнения.
Детонация боеприпасов наземного поражения = химическое загрязнение почвы
В результате разрыва боеприпасов любого калибра происходит частичная химическая реакция, что приводит к загрязнению почвы и атмосферы. Кроме СО2 и водяного пара в процессе окисления 1 кг взрывчатки в воздух попадает несколько десятков куб. м токсичных газов: SO2, NOx, CO, а также ароматические углеводороды, которые значительно токсичнее, чем обычные. Из атмосферы оксиды серы и азота вернутся в почву через кислотные дожди, которые изменяют рН почвы и вызывают ожоги растений.
Почва становится конечным звеном химического поражения боеприпасами.
В земле остается часть металлических обломков и непрореагировавших веществ. Чаще оболочки боеприпасов изготовлены из чугунного сплава, к которому, кроме железа и углерода, добавляют серу и медь. Артиллерийские снаряды калибра 120 мм и 152 мм дают соответственно 1600–2350 и 2700–3500 обломков массой от 1 г.
Таким образом, химические элементы с поверхности обломков будут окисляться, поступать в круговорот веществ окружающей среды и включаться в трофические цепи.
Кроме того, часть боеприпасов содержат элементы, изготовленные с использованием обедненного урана.
Также от 3% до 30% случаях снаряды не детонируют, что делает невозможным оценить их вред с помощью спутниковых снимков.
Эрозия почв = изменение ее состава и растительности
Разрушение значительного масштаба влечет за собой и сама взрывная волна. Так, 250-килограммовая бомба, детонируя, может оставить по себе воронку диаметром до 8 метров и глубиной до 4 метров и выворачивает около 375 м3 почвы.
Обнаженная почва в образовавшейся воронке уплотнится по стенкам, ведь основное действие ударной волны приходится именно туда. Такая почва становится деградированной.
Так в Центральной Европе до сих пор существуют проблемы с почвами после Первой мировой войны, ведь скорость восстановления почвы составляет около 0,06 мм/год.
Также взрывы могут разрушить водонепроницаемый слой коренных пород, что способствует закислению и загрязнению от подземных вод.
В UNCG отметили, что до полномасштабного вторжения в Украине эродированными были признаны почти 26% (16 млн га) почвенного покрова и более 15% из них нуждались в выводе из обработки и консервации. Это явилось следствием неустойчивых методов ведения сельского хозяйства, а также размещения многих распаханных территорий на склонах.
К эрозии почв во время войны приводят не только взрывы боеприпасов, но и прямые повреждения тяжелой техникой, а также вырытые фортификационные сооружения и окопы разных типов.
“Учитывая, что большинство военных действий в 2022 году происходят в зоне распространения плодородных почв Украины и Европы, влияние загрязнения и эрозии на сельское хозяйство будет очень значительным. И, вероятно, более значимым, чем влияние на дикую природу", – отметили в материале.
Что делать с эродированными боевыми действиями землями?
Самым легким решением, согласно опыту Франции в "Красной зоне", является покинуть загрязненные боеприпасами территории. Так более 1200 км плодородной земли в районе Верденской битвы были признаны властями как "полностью разгромлены", был введен строгий запрет доступа. Впоследствии путем очистки площадь особо пораженной зоны удалось снизить до 100 км². Такие зоны есть и в Северной Африке, Азии, Южной Америке и других странах Европы.
За долгие годы без влияния человека территория все же восстанавливается, где воронки от боеприпасов стали частью ландшафта, заполнившись водой и образовав новые типы жилищ.
Если такие земли вернуть в сельское хозяйство, то продукция будет загрязнена, а если застроить – необходимо проводить очень тщательное разминирование на больших площадях и безопасность жизни в таком месте гарантировать невозможно.
Напомним, захватническая война России убивает украинские почвы.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, шумовое загрязнение от снарядов и техники "калечит" природу.