ПАО "Донбассэнерго" призвало Кабинет министров и Министерство защиты природы разработать "дорожную карту" выполнения проекта Второго национального взноса (HBB2).
Об этом сообщили на странице предприятия в социальной сети Facebook.
На выполнение Закона Украины "О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов" от 12.12.2019 г. № 377-IX ПАО "Донбассэнерго" сообщило, что Славянская ТЭС зарегистрирована в Едином реестре мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.
Отмечается, что "Донбассэнерго" последовательно выступает за экологизацию главной структурной единицы компании, а также поддерживает все усилия Министерства защиты природы Украины, направленные на достижение целей по уменьшению выбросов парниковых газов. "Климатический вопрос для нашей страны является одним из наиболее острых: только в 2020 г. убытки от лесных пожаров и паводков, связанных с последствиями высыхания рек и аномальным количеством осадков, превысили 25 млрд грн", — указано в публикации.
В частности, в апреле текущего года Минприроды представил широкой общественности проект Второго национального взноса, который предполагает достижение целей по уменьшению в Украине до 2030 г. выбросов парниковых газов на 65 % от уровня 1990 г. Согласно данному проекту Украина к 2060 году должна стать полностью климатически нейтральной.
"Донбассэнерго" обратило внимание на отсутствие четкого плана финансирования проекта HBB2. Ведь ориентировочная сумма инвестиций для выполнения данной задачи, согласно расчетам Минприроды, составляет $102 млрд за 10 лет. Считают, что достижение таких амбициозных планов невыполнимо также без соблюдения баланса электроэнергии между ее производителями и понимания себестоимости продукции промышленности после модернизации под проект HBB2.
При этом "Донбассэнерго" напомнило о печальном опыте реализации Национального плана сокращения выбросов от больших установок сжигания (НПСВ).
"Тепловая генерация столкнулась с проблемой его невыполнения в связи с отсутствием заранее предусмотренных источников финансирования экологической модернизации теплоэлектростанций. "Донбассэнерго" неоднократно заявляло о том, что сроки выполнения НПСВ являются нереалистичными. А нереализация НПСВ ставит под угрозу закрытия всю угольную генерацию Украины. Это повлечет за собой социальное напряжение — одномоментное отсутствие работы для 180 тыс. энергетиков и 150 тыс. шахтеров, в том числе членов их семьи, а также для множества специалистов из смежных отраслей, в том числе машиностроения", — отметили в пресс-службе предприятия.
Там также добавили, что отсутствие маневренной угольной мощности создаст дефицит электроэнергии в объединенной энергосети Украины, приведет к росту цены на электроэнергию, как следствие — неконкурентоспособность продукции отечественной промышленности и крах экономики в целом. В отсутствие маневренной угольной мощности Украина точно будет вынуждена прибегнуть к импорту электроэнергии из соседних стран.
Поэтому считают, что Кабинет министров и Министерство защиты природы должны разработать "дорожную карту" выполнения плана HBB2, а именно: поотраслевой план по снижению выбросов СО2, предусмотреть источники его финансирования, а уже потом взять на себя обязательство на уровне правительства Украины по уменьшению выбросов парниковых газов в рамках выполнения проекта "Второго национального взноса".
Справка. По состоянию на 01.06.2021 г. 60,86 % акций ПАО "Донбассэнерго" принадлежат Частному акционерному обществу "ЭНЕРГОИНВЕСТ ХОЛДИНГ", 25 % + 1 акция — государству в лице Фонда государственного имущества Украины.
ПАО "Донбассэнерго" объединяет две электростанции: Славянскую и Старобешевскую ТЭС (последняя с 2014 г. находится на не подконтрольной Украине территории). С марта 2017 г. показатели производственной деятельности активов, расположенных на временно оккупированной территории в Донецкой области, не включаются в сводную отчетность "Донбассэнерго" в связи с потерей контроля над ними.
Суммарная установленная мощность Славянской ТЭС составляет 880 МВт.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Министерство энергетики предложило утвердить более реалистичную цель во втором Национально определенном взносе Украины в Парижское соглашение на уровне 45 % вместо нынешних 65 %.
Напомним, что в представленном Министерством окружающей среды проекте второго Национально определенного взноса в Парижское соглашение есть три тревожных элементы, которые вызывают беспокойство бизнес-сообщества.