Согласно заявлениям Евросоюза, появление первого в мире трансграничного тарифа на выбросы углерода может преобразовать экономику ЕС и помочь в нейтрализации выбросов к 2050 году.
Аналитики пытаются спрогнозировать последствия документа, который Еврокомиссия планирует официально представить 14 июля 2021 года.
Речь идет о "Механизме пограничной корректировки выбросов углерода" (англ. Carbon Border Adjustment Mechanism) или сокращенно CBAM.
Еще в 2019 году ЕС опубликовал проект "Зеленого соглашения" (European Green Deal), в котором впервые прозвучала идея ввести пограничные тарифы на выбросы углерода.
Известно, что нововведение призвано защитить компании ЕС от конкуренции с предприятиями стран с более слабой климатической политикой и стимулировать глобальное сокращение выбросов парниковых газов.
В начале июня обнародовали предварительный проект соответствующего документа.
Предполагается, что механизм будут внедрять поэтапно с 2023, а полноценно он заработает с 2026 года.
По прогнозам Еврокомиссии, ежегодные поступления от CBAM будут достигать €5-14 млрд.
Как это будет работать
Предполагается, что сфера применения механизма в начале охватит лишь несколько секторов экономики – скорее всего, это будут энергетика, производство цемента, стали, алюминия и удобрений. CBAM разработают таким образом, чтобы в ближайшие годы он мог постепенно распространяться и на другие отрасли.
Нововведение охватит как прямые выбросы, непосредственно касающиеся производственных процессов, так и косвенные – например, "электричество, потребленное в процессе производства товаров".
Импортерам нужно будет осуществить ряд шагов:
- Авторизироваться и до 31 мая каждого года подавать специальную декларацию о выбросах (CBAM declaration).
- Предоставлять информацию об импортируемых товарах, включая "уникальный идентификатор, присвоенный органом CBAM", их тип и количество, страну происхождения и расчет.
- Покупать цифровые сертификаты (CBAM certificates), каждый из которых представляет собой тонну выбросов углекислого газа, содержащихся в их товарах. Цена сертификатов будет привязана к стоимости разрешений на углеродном рынке ЕС и базироваться на средней цене аукционов разрешений на выбросы углерода в ЕС еженедельно. То есть фактически импортеры становятся участниками европейской системы торговли выбросами (EU ETS). Информация о приобретенных сертификатах будет отображаться в декларации.
- Если же достаточное количество не подтвердят до 31 мая каждого года, импортерам будет грозить штраф в размере трехкратной средней цены сертификатов CBAM в предыдущем году за каждый недостающий сертификат.
Источник: Еврокомиссия
Ожидания и возможные последствия СВАМ
Официально главной целью CBAM является "борьба с изменением климата путем избежания утечек углерода".
Как отмечается, внедрение механизма может стимулировать третьи страны к совершенствованию условий производства, ведь цены на импорт из них вырастут, а товары станут менее конкурентными. Также ожидается, что СВАМ обеспечит новые рабочие места в ЕС, поскольку европейские предприятия не станут переносить производства в страны с меньшими климатическими амбициями.
Кроме того, налог уменьшит доходы иностранных поставщиков нефти, стали и других товаров с большим углеродным следом (large carbon footprint), а компании "чистых" отраслей займут конкурентоспособную позицию.
Высокие цены на российскую сырую нефть, например, могут заставить европейских производителей химической продукции импортировать больше нефти из Саудовской Аравии, в которой методы добычи оставляют меньший углеродный след.
Относительно стали от китайских или украинских предприятий, где ее производят с использованием доменных печей, то, согласно исследованию Boston Consulting Group, она станет менее конкурентоспособной в ЕС по сравнению со сталью из Канады и Южной Кореи.
Что касается Украины, кроме стали предприятия страны импортируют в ЕС электроэнергию (среди других поставщиков – Россия и Западные Балканы), цемент (вместе с Беларусью, Колумбией, Турцией), товары химической промышленности и прочее. Всего около трети украинского экспорта в Европейский Союз подпадет под действие нового климатического инструмента.
Вместе с тем, Украина во время переговоров с Европейским союзом договорилась о применении особого подхода. Как стало известно, детали пока обсуждают, но позиция ЕС по CBAM в отношении Украины будет зависеть от готовности системы торговли выбросами (СТВ) внутри страны. Эту систему запустят в 2025-2026 годах.
Проблемы механизма
Еврокомиссия неоднократно подчеркивала, что внедрение CBAM будет означать конец или постепенную отмену бесплатных квот на выбросы углерода, которые сейчас предоставляют предприятиям, которые с большой вероятностью могут перенести производство из ЕС.
Сохранение этих льгот сделало бы CBAM несовместимым с правилами ВТО. Промышленники в ЕС заявляют, что бесплатное предоставление разрешений должно продолжаться. По мнению ряда специалистов, этот вопрос станет одной из самых серьезных препятствий во время переговоров об окончательном формате инструмента.
Вместе с тем бывшие высокопоставленные представители Еврокомиссии Йос Дельбеке и Петер Вис отмечают, что решение о том, куда направить доходы от СВАМ, вызовет наибольшее сопротивление.
В частности, десять лет назад чиновники наблюдали негативную реакцию на попытку ЕС включить международные авиарейсы в углеродный рынок, что частично рассматривалось как инструмент для привлечения новых источников денежных средств.
"Любые доходы лучше направлять на борьбу с изменением климата в развивающихся странах, или на то, чтобы помочь мировой промышленности снизить уровень выбросов углекислого газа", – отметили они в аналитической записке Европейскому университетскому институту.
Кроме того, внедрение СВАМ может повысить цены на потребительские товары, включая товары первой необходимости, поэтому при разработке механизма планируют оценивать потенциальное влияние на уровень жизни домохозяйств и особенно уязвимых групп.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что Украина во время переговоров с Европейским Союзом договорилась о применении особого подхода в рамках внедрения механизма углеродного корректировки импорта.
Также стало известно, на что стоит обратить внимание украинским экспортерам в ЕС.