Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру shutterstock

Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру

Екатерина Белоусова

CBAM заставит импортеров платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством импортируемой продукции

В ЕС с 1 октября 2023 года начался переходный период применения механизма углеродной корректировки импорта (CBAM), который является одним из основных инструментов климатической политики ЕС. До 2026 года компании-импортеры, а также местные компании, использующие товары из третьих стран, должны только отчитываться о выбросах углерода, образующихся при производстве цемента, железа, стали, алюминия, удобрений, электроэнергии и водорода. На втором этапе компании начнут получать CBAM сертификаты на свои товары, а для европейских производителей начнется отмена бесплатных квот на выбросы.

Об особенностях углеродной пошлины и их роли в борьбе с изменением климата – читайте в материале ЭкоПолитики.

Для чего нужен CBAM

Европейские законодатели ввели углеродную пошлину, чтобы стимулировать глобальную декарбонизацию, то есть уменьшение выбросов парниковых газов. Так, в ЕС предприятия уже прошли определенный путь к повышению своей экологичности, а также оплачивают стоимость квот в системе торговли квотами на выбросы парниковых газов EU ETS, из которой финансируют зеленый переход.

CBAM должно выровнять условия для европейских производителей и импортеров, а также предотвратить "утечку углерода", то есть перенос производств в страны с менее жесткими экологическими нормами.

Как будет работать CBAM

Импортеры наиболее углеродоемких товаров ЕС будут покупать сертификаты, где один сертификат будет соответствовать одной тонне СО2-эквивалента (углерода или другого парникового газа). Стоимость сертификата будет соответствовать стоимости выбросов углерода, которая была бы уплачена, если товары были произведены в блоке. Однако если компания уже оплатила аналогичную цену в своей стране – она избежит пошлины.

В 2023 году стоимость квот в ETS достигала около €76, а в Украине стоимость тонны выбросов углерода достигает 30 гривен.

СВАМ будут вводить постепенно с 2026 по 2034 год с той же скоростью, что и отмену бесплатных квот на выбросы для европейских производителей. Компаниям, задержавшим отчетность или подавшим ложные данные в годовом отчете, будут грозить штрафы в €100 за каждый сертификат.

В ЕС также планируют впоследствии расширить CBAM и на другие товары, в том числе на бумагу, стекло и химикаты. Кроме того, углеродная пошлина может расшириться и на косвенные выбросы, то есть от энергии, израсходованной для производства товара.

Что делать импортерам до 2026 года

До 2026 года импортеры должны только отчитываться о своих прямых выбросах и научиться работать с отчетностью. Так отчет должен учитывать все выбросы, образовавшиеся при производстве продукции. Однако это требует качественного мониторинга и, чтобы дать компаниям время на его проведение Еврокомиссия обнародовала значения по умолчанию по выбросам парниковых газов в отношении импортируемых товаров, кроме энергии. Они установлены на основе худших 10% уровней выбросов при производстве подобных товаров в ЕС.

Это поможет компаниям отчитываться в случае отсутствия всей необходимой информации в течение:

  • первых трех квартальных отчетов (4 квартал 2023 года и 1 и 2 квартал 2024-го);
  • с третьего квартала 2024 года по конец 2025 года – для сложных товаров с ограничением в 20% от общего объема встроенных выбросов.

Также в настоящее время в ЕС будут работать над облегчением процесса отчетности и выявления ошибок в работе системы.

Импортеры товаров, подпадающих под действие CBAM, которые не зарегистрировались в системе или не подали отчетность, не смогут вести деятельность в ЕС.

Критика CBAM

Еще до принятия механизма CBAM в 2022 году его критиковали некоторые страны, в частности Китай, и импортеры компании за налоговое бремя и слишком амбициозные сроки модернизации, что повредит экономическому развитию. Ведь зачастую производственные мощности импортеров работают по устаревшим технологиям с использованием угольной генерации и большим объемам выбросов. Это снижает их стоимость на рынках ЕС, конкурентоспособность с европейскими товарами падает.

Однако CBAM критиковали и в развитых странах, из-за определенного протекционизма европейских производителей. Однако европейская углеродная пошлина стимулировала другие страны также ввести свой аналог, например Великобританию (с 2027 года), США (рассматривает возможность).

Также некоторые эксперты опасаются, что CBAM может наоборот замедлить, а не стимулировать глобальные усилия по декарбонизации. В частности, углеродная пошлина может создать две отдельные цепочки поставок, одна из которых будет “чистая” для стран со схемами торговли выбросами, а другая – “грязная” для бедных стран.

CBAM для Украины

Еще в начале полномасштабного вторжения Украина стремилась получить отдельные правила участия в CBAM, ведь значительная часть промышленных мощностей была разрушена или повреждена. Кроме того, в условиях войны инвесторы опасаются вкладывать деньги в проекты по экомодернизации, а доступные кредитные программы имеют слишком высокие процентные ставки. Однако добиться этого не удалось.

Руководитель компании "Центр экологии и развития новых технологий" Владислав Антипов предупредил, что CBAM может создать дополнительные расходы на традиционную металлопродукцию Украины до €100 за тонну. Кроме того, под действие CBAM попадет около $6 млрд украинского экспорта, почти 90% которого составляет продукция горно-металлургической промышленности.

Однако, по его словам, углеродная пошлина также создаст и определенные возможности, ведь она будет касаться всех стран и импортеров, которые также получат дополнительные расходы.

Глава Комитета промышленной экологии и устойчивого развития Европейской бизнес Ассоциации, директор GMK Center Станислав Зинченко заявил, что Украина потенциально может получить отсрочку от CBAM, ведь ее предусматривает европейское законодательство в случае форс-мажорных обстоятельств. Полномасштабная война как раз является таким обстоятельством. Однако для этого украинские власти должны активизировать переговоры с ЕС и иметь сильную позицию.

Он пояснил, что, по расчетам ЕВА, из-за CBAM украинский экспорт будет ежегодно терять по меньшей мере €1,5 миллиарда. Это может стать непосильным бременем для пострадавших от войны промышленных предприятий и "окончательно "добить" работающие не на полную мощность комбинаты".

Для ряда стран-импортеров CBAM станет настоящим вызовом, как отмена бесплатных квот для европейских производителей. Однако борьба за ограничение глобального потепления до 1,5℃ является критической потребностью всего человечества и пока еще открыто "окно возможностей" по содержанию климатических изменений, мир должен объединиться вокруг общей цели. Чтобы уменьшить или избежать налогового бремени от уплаты углеродной пошлины, предприятия могут провести экологическую модернизацию и покупать меньше CBAM-сертификатов благодаря меньшему количеству выбросов. Однако такие проекты нуждаются в значительном финансировании, к которому украинские предприятия пока не имеют доступа.

Читайте также
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 
Ключевые отличия CBAM в Великобритании и ЕС: эксперты раскрыли детали 

Подходы британского королевства и европейского блока схожи, но есть и разнящиеся моменты

ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER
ЕС должен снова обсудить возможность освободить Украину от CBAM, – аналитики CER

Специалисты также настаивают на помощи странам-партнерам в декарбонизации их промышленности

Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины
Эксперт назвал 3 компонента для снижения влияния CBAM на экономику Украины

Уплата новой углеродной пошлины – это серьезный вызов для отечественных производителей

Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко
Украинские компании имеют право на европейскую поддержку для зеленого перехода, – Станислав Зинченко

Чрезвычайно важно, чтобы Европейский Союз относился к Украине как к своей части, а не как к третьей стране