Чего ждут эксперты и бизнес от экологической политики Украины в 2022 году?

Чего ждут эксперты и бизнес от экологической политики Украины в 2022 году?

Елена Бережнюк

Среди ключевых направлений, которые подчеркивают стейкхолдеры: изменения в закон "Об охране окружающей природной среды", реформа системы экоконтроля, управление отходами, СВАМ и "Изумрудная сеть"

2021-й фактически стал провальным в части реформирования сферы охраны окружающей среды. В первом чтении был принят законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", но до второго – так и не дошел. Не увидел второго чтения и законопроект №2207-1Д "Об управлении отходами". Не провели и ряд других важных реформ.

Мы в ЭкоПолитике решили выяснить более подробно, какие главные ожидания стейкхолдеров от работы органов власти в части экологической политики на 2022 год.

Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования

Президент Профессиональной ассоциации экологов Украины Людмила Цыганок выделяет, в первую очередь, изменения в ЗУ "Об охране окружающей природной среды", в частности, речь идет об экологической безопасности на субъектах хозяйствования.

"Изменения в этот закон позволят системно начать реформы, вкладывать средства в повышение уровня знаний, выпускать специалистов, которые будут востребованы на рынке со стороны хозяйствующих субъектов. Текст документа готов, проговорен всеми сторонами. Это объединяющая вещь, вокруг которой дискуссий не возникает", – утверждает она.

Также эксперт выделила и реформу экологического налога. По ее словам, от увеличения ставок окружающая среда не выиграет. Налоги обязаны носить целевой характер.

По мнению президента ВОО "Живая планета" Светланы Берзиной, в 2022-м все ожидают от экокомитета Верховной Рады завершения работы над основными реформами в сфере системы государственного экологического контроля, предотвращения промышленного загрязнения, управления отходами и усовершенствования законодательства в сфере оценки влияния на окружающую среду.

По словам координатора Комитета по экологии и устойчивому развитию Европейской Бизнес Ассоциации Ольги Бойко , они со своей стороны от ВР также ожидают принятия законопроекта №2207-1-д об управлении отходами, но с учетом особого статуса для металлолома и стимулов для использования промышленных отходов в качестве сырья. Кроме этого ожидают и принятия законопроекта №4187-д о стимулировании развития отрасли недропользования, а также сотрудничестве в направлении реализации реформы контроля промышленного загрязнения и защиты биоразнообразия на территориях Изумрудной сети.

Цыганок суммирует:

"В целом очень важно, чтобы разработанные сейчас комитетом проекты законодательных документов не выглядели как имитация, а имели под собой механизмы реализации, источники финансирования и продолжения".

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов

Этот орган – ключевой в формировании государственной экологической политики. На Министерство возлагают как работу над ключевыми реформами в синергии с экокомитетом, так и внедрение уже разработанных инициатив.

"Ожидаем реализации основных принципов, которые уже приняты в части климатической политики, внедрения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. – рассказывает Берзина. – Это будет стимулировать бизнес внедрять технологии, которые будут предотвращать выбросы или их уменьшать. В части реализации законодательства – ожидаем мониторинга и верификации парниковых газов".

Также в сотрудничестве с другими министерствами от Минприроды ждут работы по внедрению системы циркулярной экономики и созданию стимулирующих мер для бизнеса, которые будут помогать в "зеленом" переходе.

Бойко же добавляет, что они ожидают именно от Минприроды разработки законопроекта относительно целевого использования поступлений эконалога за выбросы СО2:

"Согласно обновленному Налоговому Кодексу, ставки налога с 1 января составляют 30 грн за 1 тонну и должны быть использованы в размере не менее 70% на мероприятия по декарбонизации предприятий в некоторых отраслях экономики. Кроме этого, мы также ожидаем дорожную карту и финансовые механизмы реализации Национально определенного взноса, в рамках которого мы обязались сократить свои выбросы СО2 на 65% к 2030 году".

Офис Вицепремьера по европейской и евроатлантической интеграции

Что касается вице-премьера, то здесь ключевая работа, по мнению экспертов, должна быть сосредоточена на защите интересов украинских импортеров продукции в ЕС в отраслях, которые подпадают под действие нового регулирования СВАМ.

"Хотя эта система еще окончательно не представлена, Украине как стороне, которая поддержала европейский зеленый курс, очень важно на дипломатическом уровне выстраивать диалог с Еврокомиссией в отношении СВАМ, настолько это будет затрагивать наши торговые отношения с ЕС", – говорит Берзина.

Бойко также добавляет:

"Мы ожидаем привлечения бизнеса к консультациям по обновлению Соглашения об ассоциации с ЕС в части окружающей среды и климата. Первая и последняя консультация состоялась в начале 2021 года, с тех пор никакой информации о движении процесса не было".

Государственная экологическая инспекция

В Госэкоинспекции после старта реформирования ситуация остается достаточно сложной. Поэтому от нее эксперты ждут не столько конкретных шагов в направлении контроля, как в первую очередь завершение формирования самой структуры:

"Госкоинспекция сегодня не реформируется, а деградируется. – утверждает Берзина. – Реформа поделила ее на округа, сложилась непростая ситуация со штатным персоналом и полномочиями. Грубо говоря, старую структуру начали разбирать, но не собрали то, во что она должна перейти. ГЭИ находится в полуразвалившемся состоянии".

О важности проведения реформы государственного экологического контроля говорит и Цыганок. По ее мнению, законопроект 3091 вообще предложил ложный путь реформирования ГЭИ:

"Мы пошли по пути потери времени, дискуссий. Все специалисты сходятся на том, что реформу можно было запустить еще два года назад, внеся необходимые изменения в уже существующие законы, не создавая новых законодательных актов. Сейчас текст задискутирован, до сих пор не убраны коррупционные риски".

***

На 2022 год возлагают многие надежды в части реформирования сферы охраны окружающей среды. Не только потому, что на этот год отложили нереализованные в прошлые годы реформы, но еще и потому, что это фактически последний год до начала следующей избирательной гонки. В предвыборный период важные реформы переходят на второй план, поэтому сейчас необходимо, чтобы ключевые вопросы были проработаны в кратчайшие сроки.

Читайте также
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру
Что такое механизм CBAM и как он повлияет на декарбонизацию по всему миру

CBAM заставит импортеров платить за каждую тонну выбросов углерода, связанных с производством импортируемой продукции

Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко
Украина может получить отсрочку от CBAM, если будет иметь сильную позицию, – Зинченко

Из-за CBAM украинский экспорт ежегодно будет терять около €1,5 миллиарда

СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив
СТВ может уменьшить конкурентоспособность украинской продукции, – Семкив

С 2026 года свои аналоги CBAM внедрят США, Великобритания и страны Латинской Америки

CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов
CBAM может повысить стоимость металла из Украины на €100 за тонну – Антипов

Конкуренты из других стран также будут нести аналогичные дополнительные расходы