Вице-премьер-министер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина заявила, что механизм углеродной корректировки импорта (Carbon Вorder Аdjustment Мechanism — CBAM) не будет применяться к Украине, а будет зависеть от реформ.
Об этом политик рассказала на всеукраинском форуме "Украина 30. Экология". По словам Стефанишиной, на достижение этого во время переговоров с Европейской комиссией украинская делегация потратила почти семь месяцев.
"В 2019 году Европейский Союз установил конкретную цель — достичь климатической нейтральности к 2050 году, когда чистые выбросы парниковых газов должны достигнуть нуля. Даже для Европейского Союза, который раньше всех других стран взял курс на декарбонизацию и зеленый переход, такая цель означает глубинную трансформацию всей экономики, отказ не только от экономических, индустриальных, но и от правовых рамок, которые ранее действовали и нарабатывал Европейский Союз. С учетом постсоветского промышленного наследия Украина установила себе другие сроки для такой же цели. Это 2060-е годы или даже 2070-е годы. Конечно, если будут соответствующие ресурсы, технологии, может быть, и раньше", — отметила вице-премьер.
В частности, Украина не была в равных условиях с такими странами, как, например, Норвегия, которая не является членом Европейского Союза, но где уже 30 лет действует торговля выбросами. Соответственно, эта страна имеет абсолютно привилегированные условия в переговорах с крупными игроками.
Стефанишина отметила, что сегодня Украина находится в уникальных условиях, но в то же время является амбициозной страной, которая задекларировала курс на то, чтобы присоединиться к семье европейских стран не только политически, но и экономически.
"Чтобы достичь климатической нейтральности в 2060 году, мы должны пройти часть этого пути уже к 2030 году. Уже сегодня можно начать инвестировать в дешевые способы снижения выбросов. Например, в энергоэффективность. А те, что являются более дорогостоящими, оставить на более поздний этап. Этот процесс должен начаться и перейти в активную фазу в ближайшее время", — считает Стефанишина.
Политик обратила внимание на то, что сейчас многие объекты инфраструктуры нуждаются в обновлении, а заводы — в модернизации. В то же время некоторые вещи, например сеть зарядных станций для электромобилей, надо только создать.
Как напомнила вице-премьер, уже этим летом Европейская комиссия представит пакет новых регламентов и решений, которые создадут принципиально новые условия деятельности на рынке Евросоюза. "В этом Украина уже начала диалог с Европейской комиссией и является одной из немногих стран, которая отслеживает эти процессы и с которой ведется прямой диалог уже на этапе разработки конкретных решений, что позволяет учитывать наш интерес", — уточнила Стефанишина.
Кроме того, акцентировала она, надо внедрять реформы и внутри страны. Есть определенные неотделимы и необратимые реформы. В частности, создание системы торговли выбросами, реформирование налоговых инструментов относительно углерода, отказ от субсидирования отраслей ископаемого топлива. "Конечно, это довольно амбициозные цели, но это реальность, с которой мы движемся сегодня, потому что в Украине до этого не была внедрена система торговли выбросами", — добавила политик.
Накануне ЭкоПолитика сообщала, что Украина добилась от ЕС применения особого подхода при введении CBAM.