Бизнес и общественность призвали власть к экологическим реформам

Бизнес и общественность призвали власть к экологическим реформам

Валентина Гембарская

Отраслевые эксперты поделились видением, как должна быть реформирована экологическая политика Украины

Украине нужна зеленая промышленная политика, которая объединит нормирующие и стимулирующие методы для обеспечения экологической модернизации промышленности. Законодательная база должна постоянно совершенствоваться и быть основой для экономического роста, а также повышение социальных и экологических стандартов.

К такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся 4 октября на платформе Комитета экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации.

Председатель Комитета экологии и устойчивого развития ЕВА, директор ГМК-Центр Станислав Зинченко и координатор Комитета экологии и устойчивого развития ЕВА Ольга Бойко презентовали Белую книгу экологических реформ. В основе подхода к подготовке книги - европейский опыт и предложения по его имплементации в Украине через предложения к конкретным нормативно-правовым документам.

"Нам удалось собрать экспертизу компаний-членов Комитета, юридических советников и создать системный документ по реформированию экологической политики Украины. Конечно, эта книга - преимущественно реакция бизнеса на законодательные инициативы Верховной Рады Украины и Минприроды. Однако, она содержит и ряд наших предложений и видение развития тех направлений, где еще нет законодательного поля. Следовательно, у Книги есть 2 статуса: во-первых, это своего рода handbook для предприятий, не имеющих возможности отслеживать все законодательные изменения и оценить последствия той или иной инициативы для конкретного предприятия. Во-вторых, это - практическое руководство к действиям для законодателей - для депутатов ВРУ и регионального уровня, которые могут сразу понять, как на экологические инициативы смотрит бизнес", - прокомментировал презентацию белой книги Зинченко.

Бойко обратила внимание участников на взаимосвязь предложений бизнеса и европейского опыта:

"В книге мы сформировали свое видение в виде конкретных задач для Верховной Рады Украины и для Кабмина. В сегодняшней презентации мы пытались показать, что все наши предложения имеют определенное происхождение: они либо присутствуют в законодательных документах Европейского Союза, или наработанные годами практики и Европейского союза. Некоторые позиции просто-напросто должны учитывать украинский контекст, учитывая то, что Украина не является членом ЕС, а также другую структуру экономики и организации общества".

О необходимости перехода от сырьевой экономики к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, а также о роли государственной помощи в развитии промышленности рассказал Алексей Устенко, председатель подкомитета по вопросам рентных платежей, экологического налога и налогообложения АПК Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

"Европейская политика становится все более жесткой и условно с середины 2020-х годов мы вынуждены будем платить большие налоги и пошлины в ЕС в рамках заботы об экологии. Поэтому мы должны предоставить нашим товаропроизводителям, нашим предпринимателям возможность вкладывать средства в экологическую модернизацию. Поэтому в налоговой политике должны быть какие-то стимулы - даже если это будут потери на год-два для бюджета - которые потом помогут увеличить налоговые поступления из-за увеличения производства. Нам нужна программа "Большая индустриализация", и я считаю, что до конца года нам удастся принять хотя бы в первом чтении соответствующие инициативы", - пояснил он.

По мнению Виктории Гриб, члена Комитета ВРУ по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, основная проблема Украины на пути к декарбонизации заключается в отсутствии общей стратегии.

"Если мы будем сегодня повышать налоги, и они будут продолжать идти в общий фонд бюджета и использоваться на другие, не связанные с экологией потребности, это не поможет добиться сокращения выбросов. Поэтому я предлагаю сегодня рассматривать все экологические инициативы, в том числе с учетом их влияния на экономику. А при принятии определенных международных обязательств в сфере защиты окружающей среды, нужно учитывать в первую очередь на наши экономические интересы", - отметила експерт.

Председатель подкомитета по вопросам развития конкуренции и равных условий для бизнеса Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития Людмила Буймистер поделилась мыслями о евроинтеграционных обязательствах Украины и возможностей для украинского бизнеса:

"Мы пока не видим от правительства решительной позиции относительно участия в Европейском зеленом курсе. На мой взгляд, чем лучше будет представлена ​​позиция промышленности в этих переговорах, тем лучшие результаты мы можем получить и тем быстрее мы сможем выполнить экомодернизацию, к которой мы все так стремимся. Нам достаточно показать европейцам свой путь к поставленной цели, и при этом оставаться последовательными. Деиндустриализация - это крест на долгосрочном будущем нашего государства и нашей экономики, особенно в контексте уже существующей импортозависимости в Украине".


По мнению эксперта по управлению отходами в Украинском институте будущего Александра Лимаря, основной причиной дисфункции системы управления бытовыми отходами в Украине является отсутствие стоимости сортировки и переработки в тарифе на обращение с отходами. Для эффективной реформы сферы управления отходами необходимо осуществить 5 шагов: внести изменения в Закон "о местном самоуправлении", в Налоговый кодекс, в Закон о "ЖКХ", и только потом вводить поэтапную регистрационную и разрешительную системы для предприятий, вовлеченных в сферу управления отходами.

Генеральный директор ООО "Центр экологии и развития новых технологий" Владислав Антипов поделился инсайдом о результатах запуска системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов.

По его словам, по состоянию на сегодня электронный реестр не работает, планы мониторинга подаются, но пока они не согласованы. Значительной проблемой является также недостаточное количество персонала для обработки всех документов. Как отметил Антипов, СОВ является более гибким инструментом, чем налог на выбросы СО2, ведь предоставит больше возможностей бизнесу для экомодернизации бизнеса и уменьшит давление со стороны государственных органов.

Исполнительный директор Центра экономического восстановления, советник Премьер-министра Украины Кирилл Криволап поделился логикой, которая легла в основу подготовки обновленного Национально определенного вклада в Парижское соглашение.

По его оценке, в финальной версии документ получился достаточно компромиссным: цель 35% позволяет нам попасть в "клуб цивилизованных стран", но в главе 6 документа есть несколько обязательных условий для реализации этой цели, в частности торговая поддержка со стороны международных партнеров, создание совместных климатических фондов, сохранение транзита газа, преодоление энергетической бедности.

Также председатель общественного совета при Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины, президент ВОО "Живая планета" Светлана Берзина проинформировала участников о состоянии рассмотрения законопроекта 3091. В финальной редакции документа вероятно были учтены важные замечания общественности, в частности в части предотвращения коррупционных рисков. Однако, текста законопроекта пока никто не видел.

Читайте также
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине
В ЕБА назвали 4 ключевых условия эффективной климатической политики в Украине

Согласно им, климатическая политика должна стимулировать инновации и модернизацию промышленности, а не вредить ей

В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда
В ЕБА указали на критические пробелы в новых правилах фиксации эковреда

Вероятно, Постановление в первую очередь направлено на введение нового вида внеплановых экологических проверок

Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA
Движением послевоенного восстановления должна стать экономика по принципам Green Deal - EBA

Сейчас экономика ЕС сталкивается с четырьмя вызовами в контексте энергетики и декарбонизации

В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"
В EBA указали на пробелы законопроекта "О государственной системе мониторинга среды"

Разработчиков призвали доработать законопроект №7327 в соответствии с предложениями бизнес-сообщества