Европейская бизнес-ассоциация (EBA) призвала парламент основательно доработать законопроект № 5342 по защите диких животных во время работы ветровых электростанций (ВЭС). Документ вынесли на рассмотрение экокомитета ВРУ 2 июня.
Принятие проекта закона в текущей редакции может иметь существенное негативное влияние на дальнейшие стремление Украины к созданию углеродно-нейтральной экономики, утверждают в ассоциации.
Отметим, что документ устанавливает требование обязательного оснащения лопастей ветроэлектростанций (ВЭС) специальными приборами для предотвращения гибели диких животных — радиолокационными системами при приближении птиц и ультразвуковыми системами отпугивания для защиты летучих мышей.
"Европейская бизнес-ассоциация разделяет стремление по сохранению биоразнообразия, однако обращает внимание на критические положения проекта закона, требующие основательного доработка", — говорится в пресс-службе EBA.
Во-первых, проекты строительства ВЭС (имеющие 2 и более турбины или высота которых составляет 50 метров и более) предусматривают осуществление процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВД). В рамках ОВД, в частности, осуществляется изучение/обследование наличии экологического воздействия от эксплуатации определенной ветроэлектроустановки/станции ВЭС в части исследования и установления факта нанесения ущерба от ВЭС диким птицам/летучим мышам; факта наличия или отсутствия миграционных путей птиц, а также исследования уровня опасности и/или ущерба для диких животных от эксплуатации конкретной ветроустановки и тому подобное. Итак, экономически и экологически целесообразным будет возложение обязательств по установке радиолокационных и ультразвуковых систем только в случае выявления во время ОВД значительного негативного влияния на птиц и летучих мышей от эксплуатации конкретной ВЭС.
Во-вторых, законопроект предлагает запретить размещение ветровых электроустановок ближе чем на 500 метров до лесонасаждений и жилых зданий, а также на путях миграции птиц. Фактически такое предложение противоречит действующим требованиям национальных стандартов Украины, которые были в 2015 году гармонизированы с межгосударственными стандартами. В частности, ГОСТ 8339: 2015 "Ветроэнергетика. Ветроэлектростанции. Оценки влияния ветроэлектростанций на окружающую среду" ВЭС может располагаться на расстоянии от 400 до 800 м в зависимости от ее характеристик.
В-третьих, проект закона предлагает запретить эксплуатацию ВЭС без указанных приборов и принудительно отключить их от сети. С одной стороны, такая практика не используется в ЕС, с другой - это противоречит ряду нормативно-правовых актов, регулирующих порядок, условия, сроки и случаи фактического отключения электроустановок от электрических сетей. Поэтому есть вероятность появления риска нарушения технологической целостности электросети, а также аварийных обесточиваний других присоединенных пользователей/потребителей.
Также напомнили, что в 2020 году доля ВЭС в структуре производства электроэнергии составила 2%, а установленная мощность увеличилась до 1,11 ГВт (около +8% по сравнению с 2019 годом). Эти показатели продолжат расти, ведь Энергетической стратегией Украины на период до 2035 года планируется увеличить долю электроэнергии из возобновляемых источников (в частности, электроэнергии с ВЭС) в структуре общей первичной поставки энергии до 25%.
Отметим, что Комитет Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования на своем заседании в среду, 2 июня, поддержал этот законопроект. За соответствующее решение проголосовало 10 членов комитета. При этом документ очень негативно восприняли представители сферы ветроэнергетики.
Ранее ЭкоПолитика писала, что, согласно прогнозам аналитиков Международного энергетического агентства (МЭА), ветроэнергетика в 2021 году испытает рекордный годовой рост.
Также уже в следующие 5 лет ветровая генерация создаст дополнительные 3,3 миллиона рабочих мест во всем мире.