В Украине государство и государственные институты потеряли всякую способность построить что угодно, кроме дороги. У нас даже мосты строят по 20 лет. Поэтому любой разговор о том, что государство может построить мусороперерабатывающий завод, мне кажется смешным. Государство равно коррупции и неэффективности. Она может выполнять только функцию регулятора.
Если же говорить о частном инвесторе, то на его пути ряд огромных препятствий. В частности, везде в мире есть зонирование, выделяются специальные территории, они же – промышленные парки. Приходи и строй, внутри такой промышленной зоны ты получаешь и землю и подключение ко всем коммуникациям.
У нас же все круги ада инвестору нужно пройти самому, это займет три или больше лет и не каждый дойдет до конца. Чего стоит только возможность оформить землю и получить согласие местных общин. Даже если объект общественно значим для большей общины, то меньшая община может блокировать процесс, потому что никто не хочет, чтобы возле его дома построили завод или полигон. Где бы ты ни попытался строить, соберется местная группа, которая скажет – пусть строят в другом месте, мы здесь не хотим. 4-миллионный город будет всегда заложником меньших общин, которые будут сопротивляться за свой клочок земли. У нас никогда не будет места ни для заводов, ни для полигонов. Поэтому должна сразу выделяться промышленная территория, где земля уже имеет соответствующее предназначение и есть возможность присоединения к воде, теплу, электричеству – к сетям естественных монополий.
Вторая причина, почему у нас ничего не строится, это проблема с финансированием внутри страны. Маленький проект еще можно реализовать, а когда речь идет о больших деньгах, в Украине это почти невозможно. Вот я, как клиент украинских банков, решаю построить завод за 200 млн евро. Я должен обеспечить 30-40% финансирования самостоятельно, то есть я должен найти 60-80 млн евро. К тому же я должен предоставить свою личную финансовую гарантию на всю сумму, то есть еще на 140 миллионов. И предоставить ликвидный залог, перекрывающий кредит минимум на 20% – это недвижимость или действующий бизнес на 140-160 млн. Украинское законодательство запрещает проектное финансирование без залога. Поэтому заводы не строят даже самые богатые украинцы.
Мы рассчитываем получить финансирование за границей, возможно, в ЕБРР. Мы готовы потратить 20-30% первыми. Они проверяют все риски и могут прокредитовать без залога как project finance, потому что ЕБРР зарегистрирован в Лондоне, он не подлежит регулированию НБУ.
Третья причина – несуразность законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Все нормы, касающиеся обращения с отходами и тарифообразования, в законе о ЖКХ остались совковыми. Во всем мире муниципалитеты проводят конкурс на строительство заводов, где критерием победы является цена, за которую ты будешь оказывать общине услугу. То есть, тариф известен с самого начала. У нас же нужно сначала построить завод, а потом ждать, чтобы тебе утвердили тариф. Это маразм. Ибо, за какие бы деньги я бы ни построил завод, местные власти должны утвердить мне тариф, который позволит его окупить за 10-15 лет с небольшой рентабельностью. Было бы разумно предоставить городам право проводить конкурсы по тарифному принципу, когда компания побеждает на конкурсе, а предлагаемый тариф вписывается в договор. Ибо нынешний принцип "затраты плюс" является постсоветским атавизмом и не воспринимается западными кредиторами.
И когда сейчас говорят, что где-то в Украине начали строить мусороперерабатывающий завод, то на самом деле речь идет об очень простых сортировочных линиях и элементах базовой обработки органики, которые не являются полноценной обработкой мусора и решают проблему частично. Построение такого завода без дальнейшего захоронения или сжигания бессмысленно, потому что на выходе будет оставаться много отходов, которые все равно куда-то нужно девать.
Есть тысяча более легких способов заработать деньги, чем попытаться построить полноценный завод в нашей стране. Но я себе выбрал такую глупую мечту – построить для Киева большой мусороперерабатывающий комплекс. У нас есть два больших земельных участка для строительства двух заводов – в Киеве и за городом. Мы готовимся, но главное еще впереди. Сейчас ждем, что будет принят новый генплан Киева, с которым мы, наконец, сможем строить заводы на наших территориях. Параллельно нам следует проводить СЕО (стратегическая экологическая оценка) и ОВД (оценка воздействия на окружающую среду). Поэтому сейчас мы будем одновременно делать все.
Основная проблема – в масштабе проекта. Чем больше завод, тем дешевле будет каждая тонна переработки. Маленький строить нецелесообразно, а на большой надо сверхусилие и куча денег. Но мы попытаемся построить крупное предприятие закрытого цикла, которое будет перерабатывать не менее 450 тысяч тонн отходов в год, а возможно даже 600 тысяч.
Следует это сделать один раз и дальше будет проще. Когда и возобновляемая энергетика казалось фантастикой, а сейчас это мощная индустрия в Украине. Солнечными станциями, ветряными мельницами, био и гидроэнергетикой уже никого не удивишь.