Ориентировочная сумма инвестиций для выполнения этой задачи, согласно расчетам министерства, составляет $102 млрд за 10 лет. Четких источников таких инвестиций в моделировании не указано.
Евросоюз ставит себе не такую амбициозную цель: уменьшение выбросов парниковых газов на 55%. В то же время он закладывает на реализацию целей "Зеленого курса" €503 млрд.
Ирония еще и в том, что Украина уже находится в списке стран-лидеров по сокращению выбросов, ведь она давно снизила выбросы по сравнению с 1990 годом более чем на 55%. К сожалению, мы достигли этого не путем экологической модернизации, а из-за значительного падения ВВП и, соответственно, благосостояния населения.
Когда речь идет о государственных обязательствах, надо понимать, как будет финансироваться их выполнение. У нас уже есть прецедент, когда принятый в 2017 году амбициозный национальный план сокращения выбросов от крупных сжигающих установок (НПСВ) не выполняется вовремя, что негативно сказалось на доверии партнеров.
Именно поэтому вокруг моделирования НВВ2 идет много дискуссий. В частности, такой диалог состоялся на платформе Минэкономики с участием представителей отраслевых ассоциаций.
Среди участников – представители Украинской ассоциации бизнеса и торговли, Европейской бизнес-ассоциации, объединение предприятий "Укрметаллургпром", Федерации работодателей транспорта Украины, ГМК "Центр", Профессиональной ассоциации экологов Украины, ассоциации производителей "Укрцемент".
Большинство присутствующих высказались критически: проект НВВ2 не стоит одобрять в текущем виде, его нужно доработать, ведь в любой климатической цели должна быть четкая "дорожная карта" по ее достижению.
Опираться на мнение, что международные организации возьмут на себя львиную долю помощи, недальновидно. По данным Минфина, крупнейшие международные финансовые организации (МФО) – Всемирный банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк – вложили в Украину за годы независимости около $40 млрд.
Речь идет о всех проектах (социальных, инфраструктурных), а не только об экологических. Поэтому на основе опыта нельзя утверждать, что МФО возьмут на себя большую часть финансирования реализации НВВ2 в Украине.
Как отмечают в Voxukraine, правительственные инвестиции в 2020 году на охрану природы составили около 8 млрд грн – это лишь 0,2% ВВП Украины.
Сформировалась задолженность более 17 млрд грн перед производителями ВИЭ. Это уже негативно сказалось на инвестиционном климате и продолжит определять стоимость капитала и интерес со стороны инвесторов в последующие годы.
Не утверждена концепция трансформации угольных регионов, хотя это вопрос не только декарбонизации, но и потери рабочих мест десятками тысяч людей.
Поэтому прежде всего нам нужна дорожная карта развития сектора, обновленная энергетическая стратегия: как мы будем вводить долгосрочные стимулы в энергетике, развивать балансирующий рынок, интегрироваться с европейской сетью ENTSO-E, имплементировать нормы регламента REMIT.
Без четкого понимания, каким образом и в какие сроки мы это будем делать, говорить о каких-либо чрезмерно амбициозных цифрах НВВ2 безответственно.
Конечно, перед нашим государством не стоит вопрос, становиться ли на "Европейский зеленый курс". Мы идем по этому пути и должны активно поощрять любые экологические тренды и участвовать в борьбе с изменением климата.
В то же время нужно ли нам брать на себя амбициозные цели, которые мы не сможем выполнить? Это острый вопрос требует скорейшего решения, ведь потенциальная потеря доверия наших европейских партнеров и снижение уровня благосостояния граждан - слишком высокий риск для Украины в эти нестабильные времена.
Должны ли мы научиться расти экономически, существенно не наращивая выбросы? Однозначно да! Можем ли мы взять на себя чрезмерно амбициозную климатическую цель без четкой дорожной карты и источников финансирования, жертвуя при этом благосостоянием украинцев? Думаю, ответ очевиден: нет.