1. Около 50% проверенных лицензиатов прошли проверку без нарушений, в том числе относительно материально-технической базы.
  2. В большинстве случаев нарушения были устранены, поскольку за период с 2020 года по 2022 год были аннулированы только две лицензии.

Таковы результаты контроля и ссылки, что материально-техническая база соискателей лицензии не отвечает технологическим требованиям к осуществлению хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами взаимоисключающими.

Очередные вопросы к Минприроды в этом случае тоже риторические. Почему так разные результаты проверок, которые осуществляет один и тот же орган? Почему отсутствуют меры по реагированию на представление другого подотчетного контрольного органа?

Могу однозначно утверждать, что Минприроды нивелировало реформу управления отходами и доверие к нему утрачено. В условиях войны это саботаж. Надеюсь, что на поставленные Министерству окружающей среды вопросы ответят Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и Государственное бюро расследований (ГБР). Вместе с тем важно предложить неотложные решения.

  1. Украина нуждается в немедленном разблокировании рынка управления опасными отходами, соблюдении гарантированного законами "Об управлении отходами" и "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" срока для подготовки и приведения деятельности субъектов в соответствие с новыми нормами законодательства и возможности получения новой лицензии, предоставления соискателям лицензии и создателям отходов достаточного времени для проведения тендерных закупок на предоставление соответствующих услуг в сфере управления опасными отходами и заключение соответствующих договоров с возможностью избрания субъектов из реестра.
  2. Предотвращение подобных действий "по реализации реформ" и принятие мер по нарушению Минприроды сроков закона и прав субъектов хозяйствования.
  3. Предоставление публичной оценки действиям ответственных должностных лиц, их соответствия занимаемым должностям в связи с вопиющими нарушениями, ошибками специалистами Минприроды при осуществлении проверок материально-технической базы и составления соответствующих актов, проведения служебных расследований.
  4. Привлечение Антимонопольного комитета Украины, принятие мер по невозможности монополизации рынка, проведения соответствующей проверки.
  5. Разработка и реализация специальных механизмов, кредитных и инвестиционных программ по усилению материально-технической базы переработчиков и утилизаторов.

Имитирование реформ – слишком большая роскошь, и цена будет слишком высокой.