Первое, это гармонизация и имплементация Европейского законодательства в Украине, согласно соглашению между ЕС и Украиной на право членства в ЕС.
Что это значит, что вводятся новые принципы и инструменты в области обращения с отходами, которые должны решить существующие проблемы. Такими, например, как устаревшие и переполненные свалки, загрязняющие окружающую среду, налаживание переработки отходов и многое другое.
Так вводится иерархия управления отходами, устанавливающая механизм обращения с отходами, согласно которой захоронение наиболее неприемлемый вариант.
Вводятся принцип "загрязнитель платит" и принцип "расширенной ответственности производителя".
Но если вы меня спросите, изменит ли этот закон что-то сейчас или в краткосрочной перспективе, то мой ответ – нет!
Потому что наши чиновники, представители Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов и депутаты определили этот закон рамочным, который не регулирует сферу управления отходами, это во-первых. То есть, регулирование будет осуществляться подзаконными актами и специализированными законами, которые еще не подготовлены и не введены в действие.
Во вторых, этот закон содержит множество противоречивых норм и коллизий. Также можно утверждать, что закон содержит коррупционную составляющую.
Так антикоррупционный комитет Верховной Рады не поддержал нормы этого закона, и рекомендовал его не принимать относительно так называемого "администратора" по управлению отходами, но депутаты экокомитета проигнорировали это.
Также к закону было много замечаний от антимонопольного комитета Украины с предложениями по их устранению, но снова депутаты проигнорировали это.
И много другого…
Но самое важное то, что этот закон не сможет реализовать принцип "загрязнитель платит", который должен стать действенной силой этого закона. Это экономический инструмент, который должен дать возможность сфере управления отходами начать развитие и найти столь необходимые для этого дополнительные финансы. Этот закон бетонирует существующую систему обращения с ТБО, которая, как мы видим, не развивается и находится в плачевном состоянии. А если не работает этот принцип, то и принцип "расширенной ответственности производителя" тоже не заработает на 100%.
Поэтому этот закон, яркий пример, что сегодня Украинская власть не способна готовить качественные законы, которые могли бы реализовывать важные для нашей страны реформы.
Украинские власти декларируют желание вступления в ЕС уже сегодня, а реформу, которая позволит достичь этого вступления, почему-то растягивает на годы.