(1) Думаю, что следует различать международную и национальную амбициозность. С точки зрения Парижского соглашения — все, что свыше НВВ1 — это уже амбициозно, по определению. С точки зрения национальной политики — все, что лучше, чем сейчас — уже амбициозно. Что такое "сейчас" — большой вопрос и это непосредственно касается понимания "амбициозности" в национальном контексте.
(2) С точки зрения Парижского соглашения довольно понятны рамки понимания того, а как мы "считаем" амбициозность: это выбросы парниковых газов по сравнению с 1990 годом. Любые изменения в этих рамках открывают ящик Пандоры (кому-то выгодно считать выбросы на человека, кому-то — на потребление и т.д.). С точки зрения национальнальной политики — все сложнее.
(3) Ориентирование в национальной политике на общие выбросы 1990 года ничего не дают по разным причинам. Во-первых, обсуждение сокращения выбросов во временном периоде "до 1990 года" в национальном контексте лишены смысла по моему мнению. Именно поэтому, наверное, последние дискуссии о НВВ2 быстрее идут в контексте последних нескольких и будущих нескольких лет: различные субъекты хотят понимать, что их может ожидать по сравнению с более понятными периодами. Во-вторых, в национальном дискурсе продолжает доминировать международный подход, то есть мы обсуждаем общее/секторальное сокращение выбросов ПГ в отношении определенного предыдущего года (-ов). Это приводит к перетягиванию каната между оппонентами, например по темпам роста ВВП (а не изменений в его структуре).
(4) Думаю, амбициозность НВВ2 в национальном контексте следует оценивать с точки зрения его роли в обеспечении дееспособности национальной климатической политики Украины в принципе или формировании. Это тесно связано с использованием секторных удельных показателей (углеродной емкости производительности) и ценообразованием на углерод и энергетическими рынками в целом. Я не вижу такой прямой связи с этими вопросами в НВВ2, поэтому считаю его не амбициозным в этом смысле. Более того, с секторальной точки зрения НВВ2 разбалансированный.
Например, введение cap-and-trade по сути должно базироваться на "тесном" ограничении выбросов в определенном секторе и рыночных условиях в нем, а в нас ряд секторов по НВВ2 наоборот стремится к увеличению выбросов (я так понимаю и удельных в частности), а энергетические "рынки" есть только на словах. Таким образом, НВВ2 не будет способствовать углеродному ценообразованию в таких секторах. Стимулирование электромобилей в транспорте не может сопровождаться облегчением режима ввоза евроблях и планами к увеличению выбросов в секторе.
(5) Последние баталии публичные по амбициозности НВВ2 выглядят как буря в стакане воды. Я не вижу прямого влияния НВВ2 на бизнес даже в отдаленной перспективе.
(6) О международном измерении НВВ2. Мне жаль, что нам полностью хватает обсуждения единого реального влияния НВВ2 — на возможности Украины принимать участие в глобальных процессах, получать от них политическую, экономическую или технологическую выгоду в этот чрезвычайно интересный период климатической дипломатии гигантов.