Чтобы с максимальной пользой провести консультации в период до июня, нужно четкое видение национального экономического интереса Украины относительно CBAM, которое, конечно, должно опираться на позицию бизнеса, прежде всего экспортеров.
Больше решительности
Однако самое важное — нужно быть готовыми вести энергичный диалог с ЕС по сильной позиции и иметь интеллектуальную и профессиональную смелость, если это необходимо, выступать против, критиковать, искать рычаги воздействия.
Конечно, никто не призывает ставить нереалистичные цели или переоценивать возможности Украины, однако в связи есть вещи, которые следует делать уже сейчас:
1) Сверить свои часы или скорее позиции с США, Турцией, а также с другими странами, которые критикуют CBAM во Всемирной торговой организации (ВТО).
2) На всякий случай подготовить юридическое заключение о возможности оспаривания применения CBAM к украинскому экспорту в рамках механизма урегулирования споров Соглашения об ассоциации Украина-ЕС;
3) Поощрять диалог украинских экспортеров со смежными секторами промышленности в ЕС (downstream industries), индустриями-потребителями украинского экспорта, которые могут быть обеспокоены возможными негативными последствиями CBAM для цепочек поставок, например, стали. Надо искать их голоса в поддержку смягчения CBAM для Украины, брать на вооружение их аргументы.
4) Было бы ошибочным проводить консультации только с Гендиректоратом (ГД) "Таможня и налогообложения" Европейской Комиссии, которая является, условно говоря, "на строительстве" законопроекта о CBAM. Аналогичные консультации следует вести с ГД "Торговля", а также ГД "Европейская политика соседства и переговорах по расширению" (NEAR), который отвечает за политические отношения с Украиной, и Европейской службой внешних дел, которую возглавляет Жосеп Боррель.
5) Нужно активно вести диалог со странами ЕС, которые известны своей поддержкой принципов свободной торговли и обеспокоены последствиями CBAM для торговых позиций ЕС.
Для реализации такой амбициозной программы важно максимально активно привлекать к работе нашу сеть дипломатических иностранных учреждений, в частности Представительство Украины при ЕС и посольства в ключевых странах.
Бесспорно, наши возможности прямо повлиять на законопроект с учетом украинских интересов — ограничены. Однако программой-минимум на этом важном этапе должна стать цель, чтобы Еврокомиссия четко информировала, какие опции будут предусмотрены в законопроекте CBAM для того, чтобы адаптировать его внедрения в украинский кейс. Также необходимо достигать договоренностей, чтобы сторона ЕС брала на себя соответствующие политические обязательства. В идеале на следующем саммите Украина-ЕС, который пройдет осенью этого года, надо достичь договоренностей о том, как эти опции могут быть доступными для Украины.
Вопросы, которые стоит задавать европейцам уже сейчас:
- Каким образом будет обеспечено соответствие CBAM таким принципам ВТО, как недискриминация (в виде импортного тарифа), национальное поведение (в виде внутреннего налога или обязательства покупать квоты из пула, связанного с Европейской системой торговли выбросами, ЕСТВ), соответствие антисубсидийным нормам ВТО (выглядит сомнительным в свете призывов отдельных европейских производителей сохранить доступ к бесплатным квотам на выбросы в ЕСТВ, прямых субсидий производителям в виде European Innovation Fund) и др.
- Каким образом механизм будет учитывать принцип дифференцированных национальных обстоятельств Парижского климатического соглашения? И здесь нужно не стесняться громко говорить об уникальном положении Украины, которая занимает первенство в Европе по собственному взносу сокращение парниковых выбросов, в т.ч. на душу населения. Особенно если это первенство было получено болезненным путем экономического спада во время 1990-го, оккупации Донбасса и Крыма. Каким образом отсутствие фактически значительных различий в климатических амбициях Украины и ЕС будет учтено в формуле CBAM для Украины?
- Какие неотложные законодательные шаги должна осуществить Украина, чтобы облегчить для ЕС процесс учета баланса выбросов Украины в калькуляции CBAM как пула квот для импортеров? Речь идет прежде всего о так называемой системе мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов и внедрении национальной системы торговли квотами. Нам надо вовремя синхронизировать эти два законодательные процессы.
- Есть ли возможности дополнительной, целевой, не теоретической финансовой поддержки Украины для технологического переоснащения украинских производителей, чтобы последние были в равных условиях со своими европейскими конкурентами? Другими словами, может ли Украина рассчитывать на что-то вроде Инновационного фонда Украина-ЕС, или программы в рамках "Восточного партнерства".