О том, реально ли Украина готова к проведению реформы сферы промзагрязнения как законодательно, так и реально, ЭкоПолитика пообщалась с президентом Ассоциации профессионалов окружающей среды PAEW Людмилой Цыганок. В частности, мы коснулись недавно принятого Верховной Радой в первом чтении законопроекта №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения".

По вашему мнению, насколько этот законопроект отвечает последним европейским практикам?

Принятие соответствующего закона требует от Украины и Соглашение об ассоциации с ЕС, Договор об Энергетическом Сообществе и задекларированные политические векторы развития страны, в т.ч. внедрение Директивы 2010/75/ЕС. Поэтому имплементировать 75 Директиву ЕС мы должны достаточно скоро. То есть, очевидно, законопроект будет принят, и мы будем вынуждены внедрять евродирективу гораздо быстрее, чем если бы этот законопроект был принят до войны. Работа над ним идет уже достаточно давно. Ассоциация профессионалов окружающей среды (PAEW) разделяет необходимость законопроекта №11355 как евроинтеграционного.

Насколько он отвечает европейским практикам? Сам проект закона достаточно взвешенный, при условии – здесь я делаю поправку – если бы не было войны, постоянных обстрелов, кризиса, который переживают все украинцы, в том числе украинский бизнес. Поэтому здесь важно сбалансированно подойти к этому вопросу. Не реализовывать реформу промзагрязнения – это совершать преступление против экономики. Очевидно, никто нас не ждет в Европе без изменений, без интегрированного разрешения, без изменения подходов, потому это концептуально, это по видению.

Не придется ли принимать дополнительные нормативно-правовые акты к законопроекту №11355 через год или через полгода?

Здесь нужно понимать, чтобы не было такой беды, как с рамочным законом об управлении отходами. Когда рамка была принята, никто не видел нормативно-правовую документацию. К слову сказать, по этому проекту закона мы также нормативно-правовой базы всей не видим. Следовательно, движение по этой реформе может оказаться достаточно вслепую.

Отдельно хочу подчеркнуть, что реформа – это не текст закона, этого слишком мало. Реформа – это и полный комплекс нормативно-правовых актов, и программы финансирования.

В то же время следует отметить, что никто не знает в Украине, когда закончится война. По крайней мере, вряд ли знают об этом и народные депутаты, которые по сравнению с предыдущим текстом, проваленным при голосовании законопроекта №6004-д, в котором речь шла об окончании войны, в текст законопроекта №11355 включили четкие дедлайны без учета поправок на завершение войны. Возможно, у нас народные депутаты знают, когда война закончится, но это довольно странно выглядит. То есть, мы закрываем глаза на всю ситуацию, которая есть вокруг, и выглядит это довольно оторванно от реальности. Пока нет полной картины, полного и четкого видения подзаконных нормативно-правовых актов, трудно сказать, не придется ли принимать дополнительные документы.

Какие еще отличия Вы обнаружили в тексте законопроекта №11355 по сравнению с №6004-д?

Юристы PAEW провели сравнительный анализ с предыдущим законопроектом №6004-д и заключили, что новый проект Закона Украины №11355 практически на 95% выписан из него, кроме незначительных технико-юридических уточнений. Однако они заметили и принципиальные отличия:

  1. Срок применения BREF почему-то вместо "не ранее чем через 4 года после отмены или прекращения военного положения" был заменен на 4 года после вступления в силу закона (через 12 мес. после его подписания – до этого в законопроекте №6004-д было 6 месяцев) . Неужели законодатели знают, каким будет реальный срок прекращения военного положения?
  1. Оставлена ​​без изменений норма, согласно которой перед выдачей интегрированного разрешения обязательно должна приехать Госэкоинспекция и проверить "реальное состояние соответствия объекта". Специалисты констатировали, что это напоминает проверку МТБ у лицензиатов перед выдачей лицензии на операции с опасными отходами.
  1. Осталась норма, позволяющая проверять оператора одновременно всеми причастными к этому органами, в частности, горисполкомами. Специалисты PAEW видят в этом очередную попытку зарегулировать деятельность предприятий без подтвержденного положительного влияния на состояние окружающей среды.
  2. Осталась норма по неприменению принципа "молчаливого согласия при невыдаче Минприроды интегрированного разрешения в установленный законом срок". Это нарушение норм ст. 19 Конституции Украины.

Как Вы оцениваете, готово ли Минприроды перестроить свою работу под выдачу интегрированных разрешений для предприятий?

Выскажу достаточно смелое предположение, уверена, что большинство представителей не только бизнеса, но и экспертных сообществ с ним согласятся: Минприроды вообще не готово реализовывать какие-либо реформы.

Я должна констатировать очень низкий уровень квалификации имеющегося персонала, очень низкий уровень приземленности, то есть понимания, как эти реформы вообще внедряются, как это на местах работает и нежелание строить реальный диалог. То есть происходит имитация этого диалога, но реального диалога нет уже больше 2 лет.

Поэтому риски нереализации запланированных изменений колоссальны. И очень бы не хотелось, чтобы эта чрезвычайно перспективная и концептуально очень нужная реформа не была реализована. Как я уже отмечала ранее, мы, как специалисты окружающей среды, очень ее ждем, потому что иначе вообще экологическая повестка дня будет отодвинута на какой-то десятый план.

В то же время, каждая реформа должна быть максимально реалистичной. Если не будет диалога, если Минприроды не будет пополнено реальными высококлассными специалистами, которые на самом деле есть, даже несмотря на кадровый кризис, риски для реформы останутся очень высокими. Но почему-то пока такая политическая воля центрального органа исполнительной власти – нежелание с ними взаимодействовать, нежелание приобщать их к наработке нормативных актов. Поэтому мы видим колоссальный разрыв по реализации существующих реформ.

Поэтому смело могу сейчас спрогнозировать: если не будет каких-либо реальных шагов на исправление этой ситуации, под угрозой, наряду с реформой сферы управления отходами, может оказаться и эта реформа именно в связи с низким уровнем квалификации, с недостаточностью персонала. По факту специалистов очень мало, все это понимают. Информация о недостаточной укомплектованности команд есть в официальных письмах Минприроды. Соответственно, реформы проходят хаотично и это дискредитирует Украину на международной арене.