CBAM — является наилучшим инструментом для предотвращения утечек углерода. С помощью CBAM все выбросы СО2, в частности встроенные в импорт (embedded in imports), могут оцениваться в соответствии с ценами на сертификаты (разрешения) в EU-ETS.

Основной целью пограничной углеродной корректировки является борьба с изменением климата путем уменьшения утечек углерода. Кроме того, введение CBAM должно предотвратить перемещение углеродоемких видов производства за пределы ЕС.

СВАМ нарушает принцип общей, но дифференцированной ответственности установленный Рамочной конвенцией ООН об изменении климата. Согласно этому принципу страны несут общую, но не однородную ответственность за осуществление климатических воздействий.

Инструменты CBAM, в зависимости от формата, теоретически могут положить одинаковую ответственность на всех торговых партнеров при соблюдении экологических стандартов ЕС.

В Украине, с целью стимулирования предприятий к снижению выбросов СО2, начиная с 1 января 2019 года, ставка налога за выбросы двуокиси углерода стационарными источниками увеличена более чем в 24 раза до 10 грн/т. Однако объективно эта сумма маловата.

Сейчас мы обсуждаем дальнейшее повышение углеродного налога и изменения подходов его администрирования.

Мы в Министерстве энергетики Украины считаем, что часть поступлений от налогообложения должна направляться на стимулирование ВИЭ и проекты по повышению энергоэффективности.

Предполагаю, что хотя налог на выбросы углерода способствует достижению сокращений этих выбросов, очевидно, стабильно растущий налог на СО2 возможен только при условии предоставления предприятиям действующих альтернатив ископаемому топливу.

Бурлящее развитие генерации из ВИЭ, обусловленное высокими тарифами, привело к финансовой и технической разбалансировке рынка. Учитывая нерыночные цены на электроэнергию для бытовых потребителей этот кризис будет только углубляться.

В ЕС цена углерода в энергоемких отраслях промышленности определяется рынком через схему торговли выбросами. Система торговли выбросами ЕС работает по принципу "ограничение и торговля".

Устанавливается ограничение на общее количество определенных парниковых газов, которые могут выделяться установками, охваченными системой. В пределах лимита компании получают или покупают квоты на выбросы, которыми они могут торговать между собой по необходимости.

В Украине также создается система торговли выбросами во исполнение международных обязательств Украины. В частности система создается в соответствии с Соглашением об ассоциации, в части имплементации положений Директивы № 2003/87 /ЕС об установлении схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Сейчас обеспечено создание многоуровневой системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в Украине.

В процессе функционирования системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов, будут получены надежные и достоверные данные о выбросах парниковых газов на уровне установок. После этого будет реализована система торговли выбросами, аналогичная существующей в ЕС.

Учитывая то, что Украина идет по пути внедрения системы торговли выбросами, аналогичным с ЕС, считаем, что углеродный налог на границе не должен изыматься с товаров и услуг произведенных в Украине.

Альтернативой может быть также разработка Плана мероприятий по постепенному добавлению в систему торговли выбросами ЕС с отсрочкой или использованием поправочных коэффициентов, зависящих от размера ВВП страны.

По нашему мнению, в случае внедрения высокого углеродного налога, Украине также придется применить налоговые льготы и исключения из соображений конкурентоспособности.