Сейчас на рассмотрение представлено три законопроекта: законопроект 6004, зарегистрированный депутатами партии "Голос", законопроект 6004-1 — от депутатов во главе с А. Марусяком и законопроект 6004-2, зарегистрированный председателем профильного комитета ВРУ и другими депутатами.

Законопроекты 6004 "О интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" и 6004-2 "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду", хотя и несколько отличаются степенью проработанности, однако способны обеспечить реальную модернизацию украинской промышленности, что приведет к существенному сокращению промышленных выбросов, в реалистичные для украинской экономики сроки.

Законопроект 6004-1 "О предотвращении, уменьшении и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности" призван достичь противоположного! Все его подписанты по разным данным входят в список неформальной "группы Павлюка". Первым автором указан Олег Марусяк, который является неформальным лидером группы, и активно выступал против правительственного законопроекта 4167. 16 февраля 2021 года за законопроект 4167 из группы Павлюка не голосовали Олег Марусяк, племянник Ильи Павлюка — Максим Павлюк, а также народные депутаты Богданец, Божик, Гайду, Горобец, Гринчук, Грищенко, Дануца, Диденко, Заремский, Кицак, Кузбит, Лис, Мазурашу, Марченко, Соломчук и Шол. Никто и не отрицает, что депутаты чернивецкого бизнесмена обслуживают интересы самого богатого украинца.

Ахметову, Коломойскому, Фирташу и другим олигархам не выгодна модернизация и установка современных систем очистки. Так о чем говорит законопроект Павлюка, если депутаты, которые ранее провалили реформу промышленного загрязнения, сейчас решили ее чуть не возглавить? А ответ вот какой:

1) законопроект 6004-1, имитируя имплементацию Директивы 2010/75, призванный отложить модернизацию предприятий-загрязнителей на неопределенный срок (более 20 лет);

2) законопроект не предусматривает требования о проведении автоматизированного мониторинга выбросов и онлайн информирования о уровне загрязнения, что сделает невозможным реальный учет выбросов, а соответственно уплату налогов и контроль;

3) и главное — своими переходными положениями законопроект на неопределенный срок фиксирует действующие текущие (даже не перспективные) технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ. Продолжение текущих нормативов фактически будет означать легализацию невыполнения законодательства и условий действующих разрешений, политическое одобрение нарушения (поскольку текущие нормативы должны быть достигнуты и заменены в ближайшее время перспективными), что в свою очередь поставит в неконкурентные условия тех, кто выполнил условия законодательства и модернизировался, и в целом ухудшит условия действующих разрешений на выбросы. То есть сделает еще хуже, чем сейчас.

Законопроект Павлюка имеет еще целый ряд других деталей — а дьявол, как известно, прячется в деталях — которые отдаляют его от подходов соответствующей директивы и даже Орхусской конвенции.

Вместе с тем, на просторах интернета быстро появились и ценители данного законопроекта — народные депутаты, лоббисты, различные бизнес-ассоциации и ассоциации для бизнеса, которые "советуют" поддержать именно этот законопроект. Некоторые даже кичатся свержением законопроекта 4167 и угрожают провалить все последующие, кроме "компромиссного" 6004-1. Среди них, в частности, Профессиональная Ассоциация Экологов Украины (ПАЭУ), председатель Общественного совета при Минприроды Светлана Берзина и Федерация работодателей Украины.

Готовы ли мы к таким компромиссам — законсервировать старые нормативы и ждать лучших доступных технологий и методов управления еще четверть века, оставляя Украину позади технологического прогресса и чистой окружающей среды?

Наш ответ — нет! МБО "Экология-Право-Человек" поддерживает законопроект 6004-2, поданный депутатами во главе с председателем Комитета ВРУ по вопросам экологической политики и природопользования. По нашему убеждению он полностью соответствует требованиям соответствующей директивы ЕС и наиболее проработан в контексте его интеграции с действующим секторальным и общим законодательством Украины.