Цель — установление правовых и организационных основ интегрированного предотвращения и контроля промышленного загрязнения, которое возникает в результате промышленной деятельности, для обеспечения высокого уровня защиты окружающей среды путем внедрения интегрированного экологического разрешения, определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения, требований по применению наилучших доступных технологий и методов управления, мониторинга выбросов и контроля соблюдения условий интегрированного экологического разрешения.
Авторы документа объясняют, что существует ряд регуляторных и институциональных причин, приводящих к проблеме загрязнения окружающей среды субъектами хозяйствования в Украине.
"Система разрешений в области охраны окружающей среды основана на Покомпонентном подходе к регулированию воздействия на окружающую среды: законодательством предусмотрена выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, специальное водопользование, осуществление операций в сфере обращения с отходами — документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды. Такой подход не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, осуществляемое субъектами хозяйствования на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнения подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода из эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки до безопасного экологического состояния", — говорится в пояснительной записке.
Отмечается, что в рамках имплементации положений Директивы 2010/75/ЕС обязательным является применение субъектами хозяйствования наилучших доступных технологий и методов управления и достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов выбросов. В Украине нет разработанных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень наилучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС.
"Недостаточный уровень осуществления контроля со стороны государства за выполнением условий документов разрешительного характера в сфере охраны окружающей природной среды и недейственный механизм обеспечения соблюдения требований законодательства об охране окружающей природной среды не поощряют субъектов хозяйствования к увеличению инвестиций в природоохранные мероприятия. Зато большая часть промышленного оборудования в Украине является морально устаревшей и исчерпала свой ресурс, что приводит к сбоям в эксплуатации и повышает риск возникновения масштабных опасных аварий", — отмечают авторы.
Законопроект определяет:
- основные требования к интегрированному экологическому разрешению,
- перечень видов деятельности, которые требуют получения интегрированного экологического разрешения,
- процедуру выдачи интегрированного экологического разрешения, основания отказа в выдаче интегрированного разрешения,
- основания и порядок приостановления и аннулирования интегрированного разрешения,
- основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение,
- требования в реестре интегрированных разрешений, особенности мониторинга выбросов и контроля субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное разрешение;
- расширенные обязанности оператора загрязняющей установки: он обязан немедленно информировать разрешительный и контролирующий органы в случае нештатной ситуации или аварии, обеспечивать доступ контролирующим органам к проверкам, осуществлять регистрацию, обработку и представление результатов мониторинга выбросов таким образом, чтобы обеспечить контролирующему органу возможность проверки их достоверности и контроля за соблюдением условий интегрированного разрешения;
- условия интегрированного разрешения для направления деятельности "интенсивное выращивание свиней и птицы" — должны учитывать требования законодательства о защите животных от жестокого обращения
- сокращение срока перехода на НДТМ.