Скандальный законопроект "О промышленном загрязнении" доработали: что изменилось shutterstock

Скандальный законопроект "О промышленном загрязнении" доработали: что изменилось

Маргарита Шевченко

Главное новшество — интегрированное экологическое разрешение

Законопроект №4167 "О промышленном загрязнении" доработали к повторному первому чтению и 17 марта внесли в парламент согласованный с экологическим комитетом текст документа.

ЭкоПолитика проанализировала, какие изменения претерпел документ перед еще одним рассмотрением в Верховной Раде (чтобы проверить сравнительную таблицу, доскролльте до конца страницы).

Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать такое разрешение и т.д.

Документ зарегистрирован еще в конце сентября 2020 года. Он предусматривает внедрение системы контроля промышленного загрязнения в пределах проекта "Наилучшие доступные технологии и методы управления для Украины" (НДТМ для Украины), который реализуется при поддержке Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) по поручению правительства Германии.

Что он предусматривает:

  • внедрение интегрированного экологического разрешения на выбросы для предприятий-загрязнителей;
  • определение видов деятельности, которые требуют интегрированного экологического разрешения;
  • требований по применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ);
  • мониторинг выбросов и контроль субъектов хозяйствования, которые получили интегрированное экологическое разрешение.

10 марта члены экологического комитета поддержали и рекомендовали рассмотреть законопроект в первом чтении на сессии ВРУ.

Документ определяет основные требования к интегрированному разрешению, перечень видов деятельности, которые требуют получения такого разрешения, процедуру его выдачи, особенности мониторинга выбросов, а также контроля субъектов хозяйствования, которые получили разрешения.

Также будет введена электронная система выдачи разрешений. Она призвана уменьшить нагрузку на субъектов хозяйствования, а также оптимизировать взаимодействие государства, бизнеса и общественности.

Что изменилось в новой редакции:

  • Интегрированное разрешение заменили на понятие интегрированного природного разрешения.
  • Подача заявления на получение интегрированного разрешения будет происходить только в электронном виде.
  • Выдача и любые изменения интегрированного разрешения будут платными.
  • На этапе внесения изменений в интегрированное разрешение будут проводить общественное обсуждение.
  • Определена иерархия установления нормативов предельно допустимых выбросов — НДТМ.
  • Законопроект также распространяется на этап проведения пусконаладочных работ.
  • Финальное решение о выдаче интегрированного разрешения будет принимать Минприроды.
  • Определены дополнительные условия для внесения изменений и обновления условий интегрированного разрешения.
  • Предусматривается установление средств автоматизированного мониторинга выбросов, которые в режиме реального времени должны передавать в разрешительный орган информацию о выбросах: диоксида серы, оксидов азота и пыли в отходящих газах с каждой сжигающей установки, оксида углерода в отходящих газах с каждой сжигающей установки, работающей на газообразных видах топлива, органического углерода, хлороводорода, фтороводорода, диоксида серы с каждой установки для сжигания отходов и установки для совместного сжигания отходов, концентрации газообразного диоксида и триоксида серы, высвобождаемых в результате расщепления и кальцинирования из установок для накопления отработанной кислоты в объектах с сульфатным процессом, хлора из основных источников в пределах объектов с хлорным процессом, пыли из основных источников каждой установки, что производит двуокись титана.

В частности:

Водный кодекс Украины

Внесено изменение, согласно которому, при наличии интегрированного экологического разрешения на получение разрешения на специальное водопользование, охваченное интегрированным экологическим разрешением, не требуется.

Закон Украины "Об охране окружающей природной среды"

Вводит институт наилучших доступных технологий и методов управления, выводов наилучших доступных технологий и методов управления и правил технической эксплуатации установок, на основе которых будут выдаваться интегрированные экологические разрешения.

Введение ответственности за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения, уменьшения и контроля загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности.

Закон Украины "Об отходах"

Введение для видов деятельности, определенных в Законе Украины "О промышленном загрязнении", интегрированного экологического разрешения вместо разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами.

Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха"

Введение для видов деятельности, определенных в Законе Украины "О промышленном загрязнении", интегрированного экологического разрешения вместо разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Закон Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности"

Основаниями для проведения внеплановых мероприятий государственного экологического контроля являются:

проверки установок на предмет соблюдения условий интегрированного экологического разрешения и другие проверки на основаниях, определенных этим Законом.

Закон Украины "О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности"

Введение интегрированного экологического разрешения как нового документа разрешительного характера.

Кодекс Украины по процедурам банкротства

В случае банкротства во вторую очередь удовлетворяются требования по обязательствам по устранению загрязнения, вызванного деятельностью предприятия, в соответствии с законодательством в сфере предотвращения, уменьшения и контроля загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Как сообщала ЭкоПолитика, президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков заявил, что в доработанном законопроекте №4167 запланированы заведомо невыполнимые требования для украинской промышленности.

Читайте также
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны
В Украине готовят ко второму чтению законопроект "О промышленном загрязнении": названы "слабые" стороны

"Острые углы" могут усложнить процесс экомодернизации украинской промышленности

Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"
Экокомитет дал заключение о новом законопроекте "О промышленном загрязнении"

Нардепам рекомендуют принять доработанный документ в первом чтении

Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению
Экокомитет рассмотрел альтернативный законопроект по промышленному загрязнению

Также существует 3 "довоенных" законопроекта в сфере предотвращения промышленного загрязнения

Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"
Бизнес призвал доработать законопроект "О промышленном загрязнении"

Предложены требования к мониторингу выбросов, загрязнению земель и подземных вод несколько закона "Об охране атмосферного воздуха"