Запрет пластиковых пакетов начался по инициативе общественной организации, затем я ее переставляла как идеологию. В Министерстве защиты окружающей среды и природных ресурсов я фактически стала основным человеком, продвигавшим эту инициативу.
Когда мы только начали инициативу по запрету пакетов, нас все считали ненормальными. Была даже фраза: "Если у вас ничего не получится, вы хоть не сойдите с ума". Люди, в частности во власти, были настроены очень скептически.
Основной вопрос был в альтернативах. Это мы уже сейчас видим эти биоразлагаемые пакеты на кассах, у нас есть многоразовые сеточки, которые можно использовать, на кассе в супермаркете каждый второй человек стоит с экосумкой. Однако четыре года назад только очень экологичные люди шили сами эти мешочки. Мне было безумно стыдно доставать свои сеточки в супермаркете, ведь не было тренда.
Сейчас мы привыкли и понимаем, что это нормально, это классно иметь экосумку. Четыре года назад их не было в продаже, это был самодельный продукт, который мало кто использовал. Фактически мы пробивали путь к использованию такого рода пакетов.
Сейчас закона до конца никто не придерживается, потому что государство не контролирует его выполнение. Однако мы изменили мышление людей. Сначала люди говорили, что это какая-то дура, это советский союз, в котором ходили с авоськами. Теперь каждый второй человек скажет, что это нужно.
Закон о запрете пластиковых пакетов пока не имеет механизма ответственности. На сегодняшний день фактически есть смягчающий фактор – война. Мы предполагали, что к 2023 году у нас будет развито производство украинской биогранулы и вступит в силу полный запрет на пакеты толщиной менее 50 микрон.
Однако из-за войны бывают проблемы с поставками и в супермаркетах появляются пластиковые пакеты.
В марте, когда началась полномасштабная война, основной этап запрета пластиковых пакетов вступил в силу. В то время понятно, что никому не было дела до этих пакетов. Тогда у нас был уже зарегистрирован разработанный очень прогрессивный европейский законопроект об ограничении одноразового пластика согласно директиве ЕС. Однако в условиях войны определенные экологические вопросы не ко времени. Когда ты борешься за свою жизнь, более ценностно важные вещи отступают на второй план.