Реформа госэкоконтроля не должна увеличивать регуляторное давление на бизнес –  EBA Shutterstock

Реформа госэкоконтроля не должна увеличивать регуляторное давление на бизнес – EBA

Олекса Франко

В тексте законопроекта №3091 содержатся положения, которые еще больше зарегулируют природоохранную отрасль

Европейская бизнес-ассоциация обратилась к парламенту и правительству с просьбой учесть замечания бизнес-сообщества при рассмотрении законопроекта "О государственном экологическом контроле", чтобы способствовать разработке качественной и комплексной природоохранной системы.

Доработанную версию проекта закона №3091 Экологический комитет ВРУ должен рассмотреть 17 марта, сообщили в пресс-службе EBA.

Отметим, что документ обеспечивает предпосылки для ликвидации Госэкоинспекции и создания нового органа, который будет осуществлять государственный экологический контроль. В основе – риск-ориентированный подход.

Напомним, что 19 февраля Верховная Рада провалила документ в первом чтении и отправила его на доработку. В частности, в новой редакции законопроекта учли такие критические замечания для бизнеса:

  1. Плановые и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
  2. Установлено, что во время внеплановой проверки инспектируются только те вопросы, которые стали основанием для ее проведения.
  3. Уточнен механизм проведения нового мероприятия государственного экологического контроля – рейдовых проверок, которые могут осуществляться исключительно в отношении физических лиц.
  4. Изъято полномочия органов государственного экологического контроля останавливать деятельность предприятий без решения суда.
  5. Из-под действия законопроекта изъят контроль за соблюдением требований лицензионных условий, что убирает дублирование функций с другими органами.
  6. Даны финансово-экономическое обоснование реформы государственного экологического контроля и предусмотрены меры по повышению мотивации представителей контролирующего органа.

Как отметили в EBA, законопроект стремится вписать принципы экологического контроля в иерархию действующего законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. В то же время в тексте документа содержатся неоднозначные положения, которые еще больше зарегулируют природоохранную отрасль и не поддерживаются бизнесом, а именно:

  1. Возможность применения правил международных договоров, которые ратифицировала ВРУ. Такие положения могут быть не адаптированы в украинское законодательство, а затем создают поле для двойных трактовок и давления.
  2. Проверка может происходить на основании обращения органов досудебного расследования в рамках уголовного производства. Это положение значительно расширяет основания для внеплановых проверок, которые выходят за пределы природоохранной сферы, а также может нести потенциальные репутационные потери для предприятий.
  3. Предлагается ввести 4-ступенчатую градацию предприятий в зависимости от степени риска на окружающую среду – от "высшей степени риска" до "незначительного". Хотя сейчас в действующем законодательстве предусматривается трехступенчатая система классификации. По мнению бизнеса, это может способствовать субъективному подходу к определению периодичности проведения проверок и предвзято сокращать срок повторной проверки контролирующим органом. В ЕС повторные проверки могут осуществляться не чаще чем раз в 6 месяцев.
  4. Дублируются полномочия Морской администрации и Госэкоинспекции, что противоречит одному из принципов государственного надзора (контроля), определенных статьей 3 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".
  5. Возвращается необходимость согласовывать технологию перегрузки грузов предприятиями морской отрасли с инспекторами по охране окружающей среды. В то же время необходимость такого согласования недавно отменила постановление Кабмина с целью либерализации и упрощения ведения коммерческой деятельности на территории Украины.
  6. Законопроект не согласуется с Законом Украины "О внутреннем водном транспорте" от 03.12.2020 года № 1054-IX, который вступил в силу 01.01.2021 года в части терминологии.
  7. Законопроектом дублируются положения по отбору проб и проведению их анализа в соответствии с ЗУ "Об охране окружающей природной среды".
  8. Законопроект лишает судовладельца права предоставить обеспечение морского требования и избежать задержания и последующего ареста судна, что является нарушением международных договоров Украины.
  9. Контролирующие органы имеют право останавливать, осматривать, а также временно изымать любые транспортные средства (в частности, суда, корабли), которые могут, по их мнению, быть причастны к нарушению природоохранного законодательства.
  10. Приказ о проверке предприятия может содержать как название компании, так и только адрес, по которому выявлены нарушения. Фактически это дает основания осуществлять проверку сразу нескольких компаний, если у них общий адрес.
  11. Использование в качестве оснований для проверки обращений физических лиц о нарушении, причиненный ущерб от которого не доказан. Это может привести к блокированию работы предприятия за заведомо ложные жалобы. Поэтому обоснованность и наличие фактических доказательств такого вреда обязательно должны быть предусмотрены в законопроектах.
  12. Санкционирование за создание препятствий должностным лицам (недопуск). По мнению бизнеса, это сужает возможности для реализации права предприятий не допускать инспекторов к проверкам, если на то есть законные причины, например неправильно заполненные документы, непредъявление документов и тому подобное. Поэтому представители ассоциации предлагают уточнить, что речь идет именно о незаконном или безосновательном отказе в допуске.
  13. Освобождение органов госэкоконтроля от уплаты судебного сбора, если иск подает бизнес, например, оспаривая результаты проверки. Такой подход нарушает равновесие возможностей государства и предприятий.
  14. Обеспечение установка систем автоматического мониторинга в течение 6 месяцев после вступления в силу законопроекта. Это положение уже предусмотрено законопроектом №4167.
  15. Четко определенные полномочия и обязанности как контролирующих органов, так и субъектов хозяйствования. В то же время ответственность за их невыполнение предусмотрено только для предприятий. Соответственно, надо также установить норму об ответственности проверяющих за вмешательство в работу бизнеса.

Ассоциация предостерегает от создания в результате реформы не эффективного органа, а бюрократического гиганта, основная цель которого – давление на бизнес.

Ранее ЭкоПолитика проанализировала, что изменилось в доработанном документе к повторному первому чтению.

Читайте также
Проект Стратегии реформирования госэкоконтроля: экосообщество дало оценку
Проект Стратегии реформирования госэкоконтроля: экосообщество дало оценку

В экосообществе поддерживают необходимость реформирования системы государственного экоконтроля, несмотря на определенные беспокойства

В ЕБА рассказали о преимуществах реформы экоконтроля в Украине
В ЕБА рассказали о преимуществах реформы экоконтроля в Украине

Госэкоинспекция, в силу своих широких полномочий, являлась одним из рычагов давления на бизнес

Минприроды расширило возможности для "экобатальона" в приложении "ЭкоУгроза"
Минприроды расширило возможности для "экобатальона" в приложении "ЭкоУгроза"

С помощью "ЭкоУгрозы" украинцы могут сообщать обо всех случаях вреда окружающей среде, свидетелями которых они стали

С начала года Украина из-за экопреступлений понесла масштабный ущерб
С начала года Украина из-за экопреступлений понесла масштабный ущерб

В госбюджет нарушители уплатили 27,3 миллиона гривен штрафа