Недавно профильный сайт Enkorr опубликовал данные проверки Государственной экологической инспекцией автозаправочных станций. По ее результатам обнаружили, что больше всего некачественного горючего предлагают сети эконом-сегмента. Среди них Мotto, SUNOIL, "УкрПетроль", "Брент Ойл", ООО "Тисарк", ООО "Рута Нова-К", ООО "Макс-19" и другие. В бензине из этих заправок выявили ряд нарушений, как не соответствие норме содержания серы, детонационной стойкости, объемной доли бензола, массовой доли кислорода, объемной доли кислородсодержащих соединений и температуры вспышки в закрытом тигле.
Какую опасность несут эти нарушения и почему такой некачественный бензин попадает вообще к потребителю – выясняла ЭкоПолитика.
Проблема фальсификата бензина в Украине существует десятки лет, но периодически обостряется. К примеру, в 2014-15 годах, когда правительство максимально ослабило контроль за бизнесом, это привело к расцвету неофициальных автозаправочных станций. Их количество в столице, по данным директора консалтинговой компании А-95 Сергея Куюна, превышало количество легальных. В начале 2020-го, через карантин, снова был введен мораторий на налоговые проверки бизнеса. С тех пор владельцы АЗС почувствовали больше возможностей для не совсем честных манипуляций, что и вылилось в массовые нарушения, зафиксированные Государственной экологической инспекцией за последний год. Но почему бензин так массово подрабатывают?
Бензин это подакцизный товар, в его розничной стоимости налог составляет около 40%, утверждает Куюн. Если сегодня литр топлива стоит около 30 грн, то налога в нем около 13 грн (акциз и НДС), а чистой прибыли – несколько гривен. Чтобы заработать больше, некоторые предприятия немного разбавляют бензин и искусственно подтягивают его качественные показатели к норме. В результате в составе бензина появляются опасные соединения, которые вредят как автомобилю, так и окружающей среде.
Что касается автомобилей, то для них использование фальсификата чревато серьезными поломками:
"В бензины сегодня добавляют много разных спиртов. – рассказывает Куюн. – Спирты – это всегда повышенное содержание кислорода. А кислород – это проблемы с лямбда-зондами (приборы, проверяющие качество смеси, подаваемой в двигатель для сгорания). Они выходят из строя, потому что не рассчитаны на такие нагрузки, экстремальные режимы работы. Вредит также сера. Это очень агрессивное вещество, приводящее к повышенной коррозии узлов автомобиля".
Также сера и бензол представляют собой огнеопасные соединения. Поэтому превышение разрешенных концентраций этих веществ может привести к возгоранию.
Впоследствии все эти опасные вещества с выхлопами попадают в окружающую среду и дальше ситуация еще хуже:
"Качество горюче-смазочных материалов напрямую влияет на состояние воздуха. – рассказывает экс-председатель Государственной экологической инспекции Андрей Малеваный. – Например, в Киеве по разным оценкам от 80 до 90% выбросов в воздух вызваны именно автомобильным транспортом. В атмосферу попадают тяжелые металлы, бензопирены, диоксины, формальдегид, двуокись азота, двуокись серы и другие соединения, опасные для здоровья людей. Сжигание горючего, не отвечающего нормативным требованиям, в десятки раз усиливает загрязнение воздуха".
Попадая в организм человека, некоторые из этих соединений в больших количествах могут даже привести к отравлению, рассказывает Куюн:
"Октановое число бензина повышают с помощью различных соединений на основе метанола. Метанол – это очень токсичное вещество. Им можно отравиться просто вдохнув пары высокой концентрации. Это приведет к дестабилизации самочувствия, потере сознания. Есть и другие соединения, вызывающие даже онкологические заболевания".
В этом году впервые за десятилетие Госэкоинспекция начала системно осуществлять надзор за рынком нефтепродуктов. Как рассказывает ее экс-глава Андрей Малеваный, в течение 10 месяцев 2021 года инспекция наложила на нарушителей административно-хозяйственные санкции на общую сумму более 14,5 млн грн. Это почти вдвое больше, чем за весь прошлый год (7,5 млн грн.). Также в этом году Госэкоинспекция укомплектовала собственную лабораторию для проверки топлива, получила специалистов, аккредитованных для отбора проб.
Тем не менее, контролировать качество горючего до сих пор сложно, утверждает Малеваный:
"Контроль качества горючего при его транспортировке, ввозе через таможенную границу, прием на АЗС остается проблемным. В частности, отсутствуют специализированные реестры, которые позволили бы отследить цепь поставки топлива, нет баз данных с перечнем ввозимой в Украину продукции. Разработка таких ресурсов позволила эффективнее контролировать весь путь горюче-смазочных материалов – от производителя до перевозчика, и минимизировать количество нарушений еще до того, как горючее попадет к потребителю".
Обнаружив контрафактное топливо, Госэкоинспекция должна конфисковать всю проинспектированную партию, а дальше по цепочке изъять у поставщиков все топливо, которое находилось в одном резервуаре с проверенным. Ответственность за распространение некачественного горючего в Украине достаточно высока. При введении в обращение продукции, что представляет серьезный риск, предусмотрена административно-хозяйственная санкция в размере 102 000 грн. Введение в обращение продукции, не отвечающей установленным требованиям, наказывается штрафом в размере 51 000 грн. Если же представители АЗС не допустят контролирующие органы для проверки, им грозит еще 170 000 грн штрафа.
К сожалению, некоторые сети такие санкции не пугают. Ведь немало граждан, выбирая горючее, ориентируются именно на цену. Если на одной заправке бензин стоит 31 гривну, а где-то рядом – на несколько гривен дешевле, многие выберут именно выгодный ценовой вариант. Не все автовладельцы задумываются, за счет чего этот бензин стоит именно столько, а если подозревают фальсификат, то не особо его боятся. Тем не менее, бензин – это довольно сложная химическая структура, и любые примеси к нему могут представлять опасность как автомобилю, так и здоровью его владельца и даже случайных прохожих. И здесь решение проблемы зависит не столько от экоинспекции, сколько от граждан. Если на фальсификат не будет спроса, а автовладельцы будут обращать внимание на качество, заправкам не будет смысла примешивать в топливо что-то лишнее. Если спрос будет, то даже проверки, конфискации и штрафы не смогут остановить индустрию бензинового фальсификата.