В проекте Закона Украины "Об управлении отходами"№2207-1-д, который ждет второго чтения в Верховной Раде, остались противоречивые положения, не соответствующие требованиям основных директив ЕС в этой сфере. А разрешительная и лицензионная деятельность, прописана в нем, нуждается в совершенствовании.
Об этом заявили в неприбыльной организации "Экология Право Человек" (ЭПЧ) на ее странице в Facebook. По мнению ее экспертов, которые проанализировали проект закона, некоторые его аспекты ухудшились.
Они выделили 6 таких моментов.
Из-под действия проекта Закона Украины №2207-1-д выведено металлолом, что противоречит требованиям Директивы ЕС об отходах, где такого исключения для металлолома нет.
"Более того, Директива предусматривает порядок получения статуса прекращения отходов для металлолома и применение к отходов металла положений Директивы об отходах. Если вывести металлолом из-под требований Закона "Об отходах", то объемы и потоки отходов металлолома будут неучтенные, к субъектам хозяйствования, которые будут заниматься обработкой металлолома, не будут применяться требования по получению необходимых разрешительных документов, ведение учета и регистрации в Единой государственной электронной системе в сфере отходов. Также из-за такого исключения, различные виды подобных металлолому отходов будут маскироваться под металлолом, чтобы избежать лишних требований и согласований, учета и регистрации субъектов хозяйствования и т.д. ", – считают в ЭПЛ.
В ЭПЛ говорят, что для более эффективной реализации такого принципа государственной политики в сфере управления отходами, как прослеживаемость, следует доработать положения законопроекта, в частности относительно обязанностей соответствующих субъектов в сфере обращения с отходами немедленно регистрировать изменения в праве собственности на отходы в Единой государственной электронной системе в сфере отходов.
"В тексте законопроекта обязанности проводить онлайн-информирование о сборе, перевозке и обработке отходов не предусмотрено, как и не предусмотрено адекватной ответственности за невыполнение своих обязательств по онлайн-информирование и своевременное внесение данных в Единой государственной электронной системы в сфере отходов" , – отметили эксперты организации.
Третий аспект – для введения европейской процедуры расширенной ответственности производителя (РИО), определение производителя продукции следует доработать, чтобы оно соответствовало определению рамочной Директивы об отходах – физическое или юридическое лицо, профессионально разрабатывает, производит обрабатывает, продает или импортирует продукты (производитель продукции).
"Согласно законопроекту, РИО включает: 1) раздельный сбор на всей территории Украины отходов, образовавшихся в результате потребления/использования продукции, а также дальнейшее управление этими отходами и финансовую ответственность за такую деятельность. Однако среди мер нет приема отходов. Директива ЕС об отходах говорит также о принятии товаров или отходов, которые образовались после их использования от конечных потребителей. Принятия дальнейших законов, которые будут детализировать РИО, не позволит расширить круг субъектов, которые будут отвечать за достижение цели и целей РИО, а ограничит этот круг производителями продукции в том смысле, который заложен сейчас в законопроекте "Об отходах". В статье 15 Субъекты в сфере отходов не имеет производителей продукции и товаров. Если их не включать в этих субъектов, то будет сложно реализовать основные положения экономики замкнутого цикла, ведь именно на уровне дизайна и производства продукции закладываются условия, которые будут влиять на объем и безопасность отходов и упаковки продукции и товаров", – отметили экологические активисты .
В ЭПЛ обращают внимание, что статья 20 законопроекту вводит новый орган в сфере управления отходами – Национальную комиссию, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), и предоставляет ее полномочия: утверждение лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по удалению бытовых отходов; лицензирования хозяйственной деятельности по удалению бытовых отходов. По мнению специалистов ЭПЛ, непонятно – какова цель такого лицензирования именно НКРЕКП? Они отмечают, что безопасность для окружающей среды от удаления отходами все равно проверяет разрешительный орган при ОВД, а уровень воздействия на здоровье человека проверяется санитарно-эпидемиологической экспертизой проектов строительства, эксплуатации или реконструкции полигонов ТБО.
"Захоронения (удаления) отходов также потребует разрешения на обработку отходов, будет выдаваться вновь ЦОИВ, что будет реализовывать политику в сфере обращения с отходами. Поэтому предоставление дополнительных полномочий иному органу, даже в сфере коммунальных отходов, закрепит беспорядок с учетом и контролем и государственным регулированием этой сферы и усилит разрешительный бремя на субъекты хозяйствования (на сегодня это коммунальные предприятия, в большинстве), которые содержат полигоны. На сегодня действующая версия Закона Украины "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг" не содержит положений о полномочиях Комиссии в сфере удаления бытовых отходов, кроме того первая версия законопроекта, который проголосован в Верховной Раде Украины, таких полномочий для НКРЕКП не предусматривала. Поэтому, целесообразность таких изменений и лицензионной деятельности НКРЕКП сомнительна, тем более что объекты удаления отходов любой мощности будут обязаны получать лицензию", – прокомментировали в ЭПЛ.
В ЭПЛ также отметили, что требования по захоронению отходов на полигонах следует привести к требованиям, которые предусмотрены в Директиве о захоронении отходов. В проект закона №2207-1-д, по мнению активистов, в этом есть существенные недостатки.
"Так, в ст.42 в ч.3 дан неполный перечень отходов, которые запрещается захоронивать на полигоне. В п.5 указано, что отходы, собираемые раздельно для подготовки к повторному использованию и рециклингу, кроме отходов, образующихся в результате операций восстановления с раздельно собранных отходов и удаление которых на полигоне обеспечивает лучший результат для окружающей среды. Однако Директива о захоронении отходов в ст.6 говорит, что только отходы, которые подвергались обработке, могут быть захоронены. Какую же обработку подразумевает европейский законодатель? Обработка в понимании этой директивы означает: физический, термический, химический или биологический процесс, включая сортировку, что изменяет характеристики отходов для уменьшения их объема или опасных характеристик, облегчения обращения с ними и усиления восстановления. Поэтому предварительная обработка это: 1) физический, термический, химический или биологический процесс, включая сортировку; 2) вследствие этого процесса может меняться состав отходов, 3) и состав должен измениться, чтобы уменьшить объем отходов, опасные свойства отходов, или облегчить обращение с ними или усилить восстановления. Поэтому, в законопроекте следует заложить такие же положения", – пояснили эксперты ЭПЛ.
Также в ЭПЛ считают, что положения статьи 43 законопроекта о разрешительной деятельности следует детализировать для повышения качества разрешительных процедур, в частности следует определить необходимое образование руководителя объекта обработки отходов, а также требования к содержанию разрешений и лицензий в области управления отходами, чтобы последние отвечали требованиям рамочной Директивы об отходах. Также в ЭПЛ говорят, что в тексте закона следует предусмотреть обязательную проверку материально-технической базы заявителей к получению разрешительного документа или лицензии, и органа, который такую проверку вправе проводить.
"В такой редакции, в которой мы увидели в этом месяце, данный проект закона Украины "Об отходах" № 2207-1-д не может запустить мусорную реформу, которую давно ожидает общественность, добросовестный бизнес и Европейский Союз. Состояние дел с отходами в Украине не дает депутатам право "провалить мусорную реформу" ", – подытожили в ЭПЛ.
Напомним, рассмотрение законопроекта об отходах снова затягивается: депутаты предлагают доработку.