В 2019 году два известные толковые словари английского языка — Oxford English Dictionary и Collins English Dictionary — каждый отдельно назвали "слово года" как такое, которое наиболее соответствует общему настроению. Им стали "чрезвычайная климатическая ситуация" и "климатическая забастовка" соответственно. К забастовке в защиту климата в том году присоединилось 185 стран, 7,6 млн человек. Тогда же, в конце 2019-го, Европейский Союз объявил о планах стать климатически нейтральным в ближайшие 30 лет.
Было определено European Green Deal ("Европейский зеленый курс", ЕЗК) — план преобразования Европы на первый в мире климатически нейтральный континент. Что представляет собой "Европейский зеленый курс", какая его цель и основные направления, а главное — как он затрагивает Украину — читайте далее в материале ЭкоПолитики.
Что такое European Green Deal, или "Европейский зеленый курс"
ЕЗК не является "соглашением" ни по форме, ни по содержанию. Его можно охарактеризовать как набор инициатив, пакет решений, дорожную карту мероприятий, стратегию или программу действий Европейской комиссии, что предполагает достижение Европой климатической нейтральности к 2050 году.
Это своеобразный ответ на вызов глобальных проблем изменения климата, загрязнения, утраты биологического разнообразия и других экологических угроз.
Поэтому хотя формально это не закон, но важный первый шаг к закреплению на законодательном уровне эффективного потребления ресурсов, "озеленения" инвестиций, сокращения выбросов парниковых газов и справедливой трансформации для устойчивого развития и сохранения окружающей среды.
Название документа имеет непосредственную аналогию с "Новым курсом" (New Deal) президента США Франклина Рузвельта (комплексной программой для преодоления Великой депрессии в США в 1930-х годах. — Ред.).
Когда приняли European Green Deal
Официально ЕЗК представила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен в Европейском парламенте 11 декабря 2019 года.
Поэтому Европейский парламент поддержал эту программу в целом своей резолюцией от 15 января 2020 года.
Ключевые направления "Европейского зеленого курса"
Важно, что Green Deal имеет гораздо большее отношение к экономике, чем к экологии — документ охватывает все секторы экономики. Хотя основной акцент ЕЗК — климатическая политика, программа в большей степени касается модернизации экономики и, как результат, стимулирования экономического роста в гармонии человека с природными ресурсами планеты.
В течение 2020 года Еврокомиссия обнародовала ряд стратегических документов в рамках ЕЗК. В частности, это новая аграрная стратегия "От фермы к вилке", Стратегия биоразнообразия, План действий по внедрению циркулярной экономики, Климатический пакт.
В общем стратегии ЕЗК касаются таких ключевых направлений:
- изменение климата;
- энергетика и энергоэффективность;
- устойчивая промышленность;
- устойчивая мобильность;
- биоразнообразие;
- нулевое загрязнение;
- "зеленое" сельское хозяйство;
- финансирование.
Одна из самых серьезных вопросов, которые возникают при обсуждении места Украины в ЕЗК, является финансирование "зеленого" перехода Украины. ЕС все свои инициативы по декарбонизации и климатической нейтральности подкрепляет финансовыми инструментами, чего нельзя сказать об Украине.
Источники финансирования ЕЗК
Для реализации курса Еврокомиссия предвидела инвестиционные потребности объемом в 1 трлн евро, половина из которых будет поступать из бюджета Евросоюза и от схемы торговли выбросами ЕС, а половина — с Invest EU.
Соответствующие фонды будут непосредственно поддерживать устойчивые инвестиции, создавать благоприятную основу для поощрения таких инвестиций как из частного, так и из государственного секторов и помогать государственным администрациям в выявлении, структурировании и осуществлении "зеленых" инвестиций.
Для достижения углеродистой нейтральности к 2050 году Еврокомиссия недавно обнародовала свою новую Стратегию устойчивого финансирования, направленную в аспекте частных финансовых потоков в соответствующую устойчивую экономическую деятельность.
Какова роль Украины в ЕЗК
Своими действиями украинское правительство демонстрирует понимание важности ЕЗК для Украины. В частности, 24 января 2020 года Кабинет министров Украины на заседании принял постановление о создании Межведомственной рабочей группы по вопросам координации преодоления последствий изменения климата в рамках инициативы Европейской комиссии "Европейский зеленый курс", а также положение о такой рабочей группе и ее составе.
Письмом премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля от 13 августа 2020 года в адрес первого вице-президента ЕК Франса Тиммерманса было передано позиционный документ относительно участия Украины в "Европейском зеленом курсе".
В документе правительство Украины предлагает установить структурированный и регулярный диалог с ЕС по модальностям раннего привлечения украинской стороны к разработке и реализации политик в рамках "Европейского зеленого курса", разработать общую Дорожную карту участия Украины в ЕЗК, а также отмечает перспективные направления сотрудничества в рамках ЕЗК.
В письме-ответе Франс Тиммерманс предложил провести начальную встречу с целью обсуждения соответствующих аспектов ЕЗК в контексте текущих диалогов в рамках Соглашения об ассоциации и определения способов предоставления ЕС поддержки Украины в переходе к "зеленой" экономике. Такая встреча состоялась 10 февраля 2021 года в Брюсселе.
19 января 2021 года состоялось первое заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам координации преодоления последствий изменения климата в рамках инициативы Европейской комиссии "Европейский зеленый курс" под председательством премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля.
Во время заседания были обсуждены вопросы формирования украинского "зеленого" курса на основе европейского Green Deal и представлены приоритеты в главных его сферах. Ключевой задачей правительства Украины является сбалансирование видение различных министерств и ведомств с учетом мнения бизнеса и выработка общей позиции по определению уровня климатических амбиций и шагов внутри страны, которые будут соответствовать заявленным целям.
24 марта 2021 года на заседании Кабмина принято постановление "О создании рабочей группы для согласования подхода по применению в Украине механизма корректировки углерода на границе для проведения консультаций с Европейской комиссией". Документом сформирован состав и утверждено положение о соответствующей рабочей группе.
Как ЕЗК касается Украины: угрозы и возможности
Напрямую. Ведь 40% нашего торгового обмена приходится на ЕС, более 14 тысяч украинских компаний задействованы в экспорте в ЕС. То есть довольно скоро все эти компании будут вынуждены отвечать на вопросы и предоставлять информацию, в частности, о количестве выбросов парниковых газов в процессе производства продукции, качестве и количестве использованных пестицидов, обращении со сточными водами или о соблюдении европейских стандартов благосостояния животных и прочем.
"Если Украина вовремя не внедрит систему учета выбросов газов, то может пострадать бизнес, который будет платить дополнительные налоги для экспорта своей продукции", — заявлял ранее Шмыгаль.
Речь идет о введении налога на выбросы углекислого газа (Carbon Вorder Аdjustment, СВА). Он представляет собой плату, взимаемую при ввозе товаров в Евросоюз с учетом объемов выбросов СО2 в процессе их производства.
Параллельно с угрозами ЕЗК несет немало перспектив для развития украинской экономики. В частности, новый европейский курс дает Украине возможность стать поставщиком "зеленой" энергии (водорода) для ЕС в части удовлетворения потребностей электрификации.
"Зеленый курс — это название поезда на интеграцию с ЕС, который нам на этот раз категорически запрещено пропустить. Не экологозируемся — не евроинтегруемся", — убеждена народный депутат от "Голоса" Леся Василенко.
Несмотря на угрозы и возможности, эксперты Европейской бизнес-ассоциации предлагают представителям украинских министерств энергетики, развития экономики и сельского хозяйства, защиты окружающей среды и природных ресурсов, а также вице-премьеру по вопросам европейской интеграции принять меры и доработать ключевые моменты внедрения ЕЗК в нашей стране.
Среди этих мер: создание и утверждение систем институтов государственного финансирования, направленное на выполнение целей "Зеленого курса"; установление четких сроков финансирования мероприятий по декарбонизации; разработка инвестиционного плана; утверждении объема финансирования для реализации мероприятий, определенных ЕЗК; разработка дорожной карты для имплементации инициатив ЕЗК.