Украина утопает в мусоре: почему затягивают долгожданную реформу управления отходами

Украина утопает в мусоре: почему затягивают долгожданную реформу управления отходами

Елена Бережнюк

Официально законопроект пока не опубликован

На днях в экспертной среде начал распространяться текст законопроекта №2207-1-Д "Об управлении отходами" (в появившемся документе фигурирует название "Об отходах"), доработанный ко второму чтению. В первом чтении этот законопроект приняли более года назад и с тех пор о том, что происходит с документом, было практически ничего не известно. В июне неофициально появилась сравнительная таблица ко второму чтению, но официально ее так и не опубликовали. Ходили слухи, что новый текст готовится под бешеным давлением.

Что из этого вышло, и когда законопроект наконец проголосуют — разбиралась ЭкоПолитика.

Рамочный законопроект "Об управлении отходами" — чрезвычайно важен не только для сферы отходов, но и для окружающей среды в целом. За ним устанавливается новая система управления отходами, расширенная ответственность производителя, фактически должна полноценно заработать переработка. Как говорится в самом тексте законопроекта, он должен уменьшить образование отходов и снизить негативные последствия от их образования и управления.

Как отмечает эксперт по управлению отходами Украинского института будущего Александр Лымарь, в законопроекте учли замечания экспертной среды к сравнительной таблице и вообще он содержит много положительных моментов.

"Многие нормы привели в порядок, например, цели и задачи стали более понятными. Хорошо прописано регулирование вопроса с бесхозными отходами. Если раньше их хотели "повесить" на местные органы самоуправления, то теперь они принадлежат собственнику земельного участка, на котором находятся. И только если участок бесхозный, тогда владельцем отходов является территориальная община".

Но несмотря на это, к будущей системе управления отходами, которая является ключевой в законопроекте, возникает много вопросов. Первая проблема — включение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, как участника в сфере обращения с отходами (ее не было в законопроекте, прошедшем первое чтение). Комиссия будет заниматься тарифной политикой, разрабатывать планы предотвращения образования и управления отходами, выдавать лицензии, утверждать отчеты и договоры и т. д. Интересно, при том, что последние 7 лет в Украине действует реформа децентрализации, само управление отходами решили осуществлять централизованно.

"Это уже не реформа, — говорит Лымарь. — Это какой-то новый подход, который в будущем нам снова обернется проблемами. Если мы говорим о независимости органов местного самоуправления, то этот момент независимость нивелирует".

Вторая проблема — администратор местной системы управления коммунальными отходами. По словам Лымаря, чтобы не вводить местный налог на отходы, его пытаются обойти путем введения коммунального предприятия под видом администратора. Чтобы не было коррупционной составляющей он должен быть неприбыльной организацией, как и прописано в тексте законопроекта. Но если это коммунальная неприбыльная организация, она может рассчитывать только на средства бюджета. Если же она будет подписывать договоры с потребителями — станет прибыльной.

Также довольно странно выглядит и то, что текст законопроекту официально до сих пор не опубликовали. Это наталкивает на мысль, что он может еще меняться, или же его авторы опасаются критики, поэтому "тянут до последнего". К тому же, отсутствие предварительного обсуждения может снова породить конфликты, утверждает Лымарь:

"Если законопроект хороший, выдержанный и согласован, то почему его не показывают? К сожалению, система, которая предлагается, нигде не обсуждалась. Кто-то решил, придумал, теперь считает, что это правильная система и реализует ее в рамках этого законопроекта. А обсуждение того, почему система должна быть именно такой, не проводилось. Когда законопроект будет опубликован, он снова вызовет сопротивление и мы снова войдем в круг конфликтов".

Заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования Александр Мариковский в комментарии под одним из своих постов в Facebook объясняет, закон планируют опубликовать, но позже:

"Есть договоренность, что он будет опубликован до заседания комитета после заседания подкомитета. Хотя договоренности иногда нарушаются", — говорит Мариковский.

На вопрос, когда же текст все же рассмотрит комитет и когда его вынесут в зал депутат отмечает, что работа идет "в соответствии с регламентом".

Экспертная среда давно разуверилась в реформе системы управления отходами. Несмотря на принятие законопроекта в первом чтении, реформа всячески затягивается. Сейчас все чаще возникают вопросы, будет ли она вообще на выходе работать так, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию с отходами в Украине и не породит ли новых проблем?..

Читайте также
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года
Минприроды проведет экологическую оценку нацплана управления отходами до 2033 года

Нацплан предполагает уменьшение объемов захоронения бытовых отходов до 30%

Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы
Экологи рассказали о тонкостях паспортизации отходов в рамках мусорной реформы

Разработан проект постановления Кабмина "О создании и администрировании информационной системы управления отходами"

"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам
"Вторая жизнь" для мусора: в Украине официально определили критерии отнесения к отходам

Речь идет о веществах и предметах, которые образуются в процессе производства определенной продукции и которые принято считать отходами