Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики и природопользования поддержал проекты законов, которые содержат коррупционные риски и значительные недостатки.
Такие результаты заседания экокомитета, которое состоялось 25 ноября.
Среди вопросов, вынесенных на рассмотрение, был и законопроект № 5766 о внесении изменений в ЗУ "Об оценке воздействия на окружающую среду" относительно совершенствования процедуры оценки воздействия на окружающую среду. Несмотря на то, что проект содержит значительные коррупционные составляющие, нардепы рекомендовали Верховной Раде принять законопроект и предварительно обсудили изъятие определенных норм ко второму чтению.
Законопроект содержит такие негативные нормы:
- внедрение обязательного механизма предварительного рассмотрения отчета по ОВД на этапе его подачи предприятием. Это увеличит срок процедуры ОВД на 30 дней, содержит коррупционные риски и такой подход не соответствует Евродирективе;
- по результатам предварительного рассмотрения нужно будет получить дополнительную информацию от органов власти к отчетам из ОВД, что увеличит еще на 30 дней срок процедуры;
- внедрение возможности Минприроды/Департаментами экологии ОГА отказать в выдаче заключения по ОВД из широкого перечня оснований, а это не предусмотрено Евродирективой;
- предусмотрено право Минприроды/Департамента экологии ОГА предоставить Вывод из ОВД о недопустимости осуществления планируемой деятельности, что несовместимо с положениями Евродирективы. Ведь допустимость/недопустимость о проведении такой деятельности принимается решением с учетом вывода из ОВД.
При этом проект закона № 5766-1 о внесении изменений в ЗУ "Об оценке воздействия на окружающую среду" относительно совершенствования процедуры оценки воздействия на окружающую среду, который не содержит негативных норм и рисков, комитет рекомендовал парламенту отклонить.
Кроме того, по результатам заседания было принято решение рекомендовать Комитету по вопросам правоохранительной деятельности поддержать законопроект № 6148 о внесении изменений в УК Украины относительно усиления ответственности за уголовные правонарушения против окружающей среды. Однако этот документ содержит ряд существенных недостатков, а именно:
- предложено больше оснований для привлечения к уголовной ответственности, часть из которых нуждается в конкретизации. Например, приведен слишком широкий и неконкретный перечень "тяжких последствий", под которые может попасть обычная деятельность субъектов хозяйствования;
- чрезмерное увеличение наказания по ряду нарушений, что не способствует достижению цели возмещения ущерба окружающей среде;
- предложено криминализировать ряд обычных гражданско-правовых отношений (уже предусмотрено и урегулировано Гражданским кодексом).
Рассмотрев письмо Счетной палаты о Отчет эффективности использования средств Госэкоинспекция, комитет решил взять его во внимание и отправить в Госэкоинспекции и Миндовкилля запрос по выполнению и учета замечаний отчета.
Также было решено обратиться к финкомитету с просьбой предоставить выводы и затем продолжить рассмотрение законопроектов по экологическому страхованию: № 6018 (содержит ряд негативных норм и несет значительные риски), № 6018-1 (содержит ряд негативных норм) и № 6018-2 (не даст возможности эффективно урегулировать вопрос надлежащей ликвидации последствий вреда окружающей среде).
Как сообщала ЭкоПолитика, в Европейской бизнес-ассоциации рассказали, что принятие законопроектов № 5766 и 5766-1 в текущих редакциях может привести к затягиванию процедур оценки воздействия на окружающую среду до трех лет.