Зеленый свет "евробляхерам", или Украина как последнее прибежище для европейского авто секонд-хенда Коллаж

Зеленый свет "евробляхерам", или Украина как последнее прибежище для европейского авто секонд-хенда

Валентина Гембарская

Пока весь мир активно переходит на электрокары, Украина отстает

На днях президент Украины Владимир Зеленский подписал закон, упрощающий льготное растаможивание б/у авто из Европы — так называемых евроблях. Премьер-министр Денис Шмыгаль, в частности, на уровне правительства пообещал максимально упростить процесс растаможивания авто. Теперь это можно будет сделать с помощью смартфона — через портал и приложения "Дія".

Уже с 15 июня в Украине начнут действовать льготы на растаможку автомобилей с иностранной регистрацией. Легковые авто должны соответствовать экологическому стандарту по выхлопным газам "Евро-2", а грузовые авто — "Евро-5".

ЭкоПолитика решила проанализировать последствия такого решения для окружающей среды. Для начала просто приведем факты.

  • В мире 9 млн смертей в год обусловлены загрязнением воздуха.
  • Около 80% выбросов в украинских городах приходится на автотранспорт.
  • Чем старше автомобиль, тем больше вреда окружающей среде он наносит.
  • Наибольшее загрязнение от автотранспорта на квадратный километр — в Киеве.
  • В странах Европы приняты различные меры для уменьшения ущерба от дизельных авто от налогообложения до запрета.
  • В Украине нет системы утилизации старых авто.
  • Общемировой тренд — переход на электромобили.

Украина, как и весь прогрессивный мир, декларирует переход к низкоуглеродной экономике. Такие цели закреплены в стратегических документах и ​​международных обязательствах. Амбициозную цель сокращения выбросов парниковых газов мы заложили и во Втором Национально-определенном взносе — на 65% до 2030 года. По приблизительным оценкам, стоить такое сокращение будет 102 млрд евро и большую часть суммы возьмут из кармана бизнеса, а не государства.

Стейкхолдеры уже заявили, что это станет смертельным приговором для промышленности. По мнению экспертов EBA, выполнить климатическую цель можно будет только за счет падения экономики. Этот же тезис поддержали и в Федерации работодателей Украины.

И пока климатические документы, которые Украина ратифицировала, предусматривают отказ от ископаемого топлива, развитие возобновляемой энергетики и устойчивое потребление, внутренняя политика по этому вопросу, честно говоря, вызывает удивление.

Народные депутаты очень любят говорить, что промышленность — крупнейший загрязнитель воздуха в Украине и ей немедленно нужно экологизироваться. С необходимостью экомодернизации, собственно, никто и не спорит, однако в действительности ситуация несколько иная.

Источник: Госстат

Как видим, в таблице, общее количество выбросов от транспортных средств приближается к 2 млн тонн, из которых — 1,8 млн тонн приходится на автомобильный транспорт. Правда, последние данные, которые можно получить по выбросам — за 2014 год. Однако, если взять статистику по выбросам предприятиями (стационарными источниками загрязнения) за тот же 2014-й то получим цифру 2,85 млн тонн. Поэтому несмотря на то, что промышленность стоит на первом месте в списке загрязнителей, выбросы от транспорта в Украине занимают львиную долю.

"В Украине данные по загрязнению воздуха от транспорта перестали собирать в 2015 году — именно тогда, когда начался ввоз подержанных автомобилей из ЕС. Поэтому мы можем анализировать загрязнения воздуха от автотранспорта только по данным 2014 года. Уже тогда, еще до ввоза сотен тысяч применяемых авто, выбросы вредных веществ от транспорта преобладали над выбросами от промышленных объектов в 18 из 24 областей Украины и в Киеве", — пояснила специалист по вопросам транспорта общественной организации "Екодія" Ирина Бондаренко.

Эксперт подчеркивает — в областях, где загрязнение от автотранспорта превышает среднее значение, проживает 64,7% населения Украины.

Таким образом Украина декларируя курс на сохранение климата, и экологизацию промышленности позволила льготный ввоз старых автомобилей с ЕС. Как же так и получилось и какие последствия этого решения? Давайте посмотрим.

Законом предусмотрено, что ввозимые автомобили должны иметь стандарт не ниже Евро-2 (экологический стандарт выброса, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах). Его ввели в Евросоюзе, как замену Евро-1 в 1995 году и заменили стандартом Евро-3 в 1999 году. Таким образом Украина позволила ввоз авто которым менее 22 года, а то и больше.

Что же предусматривает подписанный президентом закон?

"Согласно документам, бывшие в употреблении автомобили с европейской регистрацией старше пяти лет, которые были ввезены на территорию Украины до конца 2020 года, облагаются налогом по льготной ставке налога на добавленную стоимость и акцизного налога. Сумма акцизного налога будет зависеть от возраста автомобиля, объема и типа двигателя и не будет зависеть от ее стоимости. Базовая ставка будет колебаться от нуля до 150 евро, и в большинстве случаев стоимость растаможивания не будет превышать одной тысячи евро. Такие автомобили временно освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной."

Таким образом упростив правила растаможивания таких авто украинская власть санкционировала тот факт, что по дорогам страны будет ездить европейский хлам, который там уже запрещен, а у нас "пригодится". По статистике за 2020 год таких автомобилей было ввезено в Украину более миллиона. При этом в нашей стране нет системы утилизации старых авто. Поэтому не трудно спрогнозировать, где именно со временем окажутся все эти автомобили.

В свое время очень правильную мысль высказал заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Качка.

"Нам нужно не забывать о том большом подарке, который мы сделали Евросоюзу, выкупив все "евробляхи", которые портят воздух в европейских городах. Думаю, нам нужно поднимать вопрос о том, что ЕС — особенно Польша и Литва — должны нам еще заплатить за то, что мы фактически своим здоровьем и плохим воздухом помогаем ЕС бороться с вызовами по изменению климата и "Зеленого соглашения", — сказал он.

Мировой бум на электромобили

По прогнозу Boston Consulting Group (BCG), в 2026 году более половины мировых продаж легковых транспортных средств будет приходиться на электрифицированные автомобили.

"В условиях беспрецедентной поддержки со стороны государств и ведущих автопроизводителей в период пандемии COVID-19 доля мирового рынка электромобилей увеличилась с 8% в 2019 году до 12% в 2020 году и сохраняет потенциал роста и в начале 2021", — говорится в исследовании.

В частности, бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечает, что весь мир активно переходит на электромобили и этот тренд только набирает обороты. Он опирается на прогнозы и планы правительств развитых государств, предусматривающих доминирование электрокаров на дорогах до 2030 года.

"Сейчас на украинском рынке есть выбор новых автомобилей по баснословным для предыдущих лет ценам. Потому что мировые производители четко понимают, что эпоха дизельных и бензиновых авто проходит, и они пытаются сбросить их по демпинговым ценам. Но опасность в том, что мы можем превратить Украину в кладбище бывших в употреблении автомобилей, которые не соответствуют никаким нормам по токсичности выбросов", — убежден экс-чиновник.

Так остается открытым вопрос, сколько еще мы не будем замечать этого "кота в мешке" под названием "евробляхи"? Киев регулярно становится лидером в антирейтинге городов по качеству воздуха, хотя столица не является промышленным регионом. Поэтому если мы хотим наконец изменить ситуацию стоит открыть глаза на реальную проблему. Транспорт является важным звеном в цепи загрязнения. Пока экоактивисты молчат, люди дышат отравленным воздухом...

Читайте также
Евросоюз ужесточает требования к качеству атмосферного воздуха
Евросоюз ужесточает требования к качеству атмосферного воздуха

Наибольшими его загрязнителями в странах блока являются твердые частицы, диоксид азота и озон

В Украину пришел загрязненный воздух с запада и севера
В Украину пришел загрязненный воздух с запада и севера

Специалисты рекомендуют по возможности не выходить на улицу

В Киеве хотят разработать официальные правила размещения генераторов
В Киеве хотят разработать официальные правила размещения генераторов

В прошлом году от горожан поступало много жалоб на их использование

КГВА приостанавливает работу скандального завода в Киеве из-за превышения выбросов
КГВА приостанавливает работу скандального завода в Киеве из-за превышения выбросов

На его деятельность неоднократно жаловались жители столичных районов Сырец, Куреневка и Нивки