Новое исследование REN21 показало, что мир использует больше ископаемого топлива, чем когда-либо, а переход на возобновляемые источники энергии, по сути, застопорился.
Об этом говорится в отчете о глобальном состоянии возобновляемых источников энергии за 2022 год, сообщает BBC.
REN21 – это международная сеть энергетической политики, в состав которой входят деятели отрасли, ученые и некоторые правительства.
В отчете отметили, что доля ВИЭ в глобальном энергетическом балансе за последнее десятилетие выросла минимально – с 10,6% до 11,7%, а ископаемое топливо – с 80,1% до 79,6%. Использование угля, нефти и газа продолжает превалировать в общем потреблении энергии.
"Поскольку спрос на энергию растет, это фактически означает, что мы потребляем больше ископаемого топлива, чем когда-либо", – сказал исполнительный директор компании REN21 Рана Адиб.
В материале пояснили, что во время восстановления после пандемии Covid-19 в 2021 году произошел значительный рост общего потребления энергии, большинство из которого покрывалось ископаемым топливом. Это привело к значительному росту выбросов углерода по всему миру примерно на 2 миллиарда тонн.
Из-за того, что поставки не успевали за спросом, цены на нефть, газ и уголь резко выросли. Кроме того, российское вторжение в Украину придало неопределенности и заставило правительства искать альтернативные источники.
Поскольку цены на энергоносители для потребителей выросли, некоторые страны, в том числе Великобритания, ввели новые налоги на прибыль для производителей нефти и газа. Однако многие страны также ввели новые субсидии на ископаемое топливо.
"Мы тратим во всем мире 11 миллионов долларов в минуту на субсидирование ископаемого топлива. В 2020 году это составило 7% мирового ВВП", – сказал Адиб. – "Это, очевидно, создает систему, которая является несбалансированной, потому что, несмотря на то, что возобновляемая энергия является экономической альтернативой ископаемому топливу, она не играет на справедливом рынке".
Хотя возобновляемые источники энергии достигли 10% мирового производства электроэнергии в 2021 году, сложные сферы, такие как транспорт, испытывают значительные проблемы. Так, на автомобили, грузовики, корабли и самолеты приходится 32% общего конечного потребления энергии, но доля зеленой энергии в 2021 году составила лишь 3,7%.
По словам Адиба, медленный прогресс подчеркивает решающую важность политики в изменении рынков и настроений.
"Реальность такова, что запрет двигателя внутреннего сгорания является нормативным обязательством отойти от этого, поэтому мы видим тенденцию в нарастающей в геометрической прогрессии электрической мобильности, и я думаю, что это достаточно обнадеживающе", – сказал он.
В материале также отметили, что не было достигнуто прогресса в отношении политических обещаний, данных на климатической конференции COP26.
В то время как 135 стран имели целевые показатели чистых нулевых выбросов на 2050 год накануне встречи в Глазго, только 84 страны имели цели по возобновляемым источникам энергии для всей экономики. Однако за последние полгода изменились события в мире, что может привести к значительному росту затрат на экологически чистые источники, поскольку они не только намного дешевле ископаемого топлива, но и имеют другие преимущества.
"Энергетический переход – это наша спасательная линия", – сказала Тереза Рибера, вице-президентка правительства Испании.
Она объяснила, что это даст возможность инновационным бизнес-моделям и формам организации, трансформирует цепи стоимости, перераспределит экономическую власть и сформирует управление новыми, более ориентированными на людей способами.
"При правильных инвестициях в технологии возобновляемые источники энергии – единственные источники энергии, которые предлагают каждой стране мира шанс на большую энергетическую автономию и безопасность", – добавила она.
Напомним, как "зеленый план Маршалла" поможет мировому энергетическому переходу.
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, еврокомиссар заявил, что война в Украине не может быть оправданием для задержки Green Deal.