Декарбонизация украинской металлургической отрасли может обойтись примерно в $12 млрд, что во время войны является неподъемной суммой для предприятий.
Такие расчеты специалистов ГМК Центр приведены в статье о декарбонизации украинской промышленности.
В частности, подчеркивается, что сокращение выбросов – это национальная задача, поэтому государство должно быть вовлечено в поиск финансирования для перехода на зеленую металлургию. Речь идет о доступе украинских предприятий к европейскому "зеленому" финансированию.
Именно поэтому украинским металлургическим предприятиям крайне важно получить доступ к европейским инструментам. В частности, таким, как Фонд справедливого перехода, Инновационный фонд, гранты и льготное финансирование проектов “зеленого” перехода.
Например, в Канаде государство финансирует половину стоимости проектов по переходу на электросталеплавильное производство (EAF). Последнее софинансирование “зеленого” проекта – это EAF-переход меткомбината Dofasco стоимостью $1,8 млрд, из которых 50% профинансировало государство. Деньги предприятиям поступают из федерального и провинциального бюджетов Канады, куда бизнес ранее уплачивал налоги за выбросы CO2.
По словам аналитиков, в Украине средства за выбросы попадают в общий госбюджет, где растворяются среди других расходов. Эксперты призывают установить целевое использование экологических платежей и направлять их на декарбонизацию промышленности.

Фото: gmk.center.ua
Также аналитики обратили внимание на опыт Японии, где государство предоставляет налоговые кредиты в размере $149 за каждую тонну "зеленой" стали, произведенной на объектах, построенных в рамках декарбонизации металлургических заводов.
Специалисты подчеркнули, что в нынешних условиях, когда более 50% дефицита украинского госбюджета финансируется благодаря внешней финансовой помощи, это не слишком реалистичный вариант для отрасли.
Напоминаем читателям ЭкоПолитики, что в прошлом году общие инвестиции международной горно-металлургической группы компаний “Метинвест” в экологические инициативы достигли отметки $170 млн, что на 2% больше, чем в 2023 г.
Компания распределила это финансирование следующим образом:
- 77% составили операционные расходы, которые направили на ремонт и поддержание экологической безопасности;
- 23% потратили на капитальные проекты – проведение модернизации оборудования и внедрение более экологически чистых технологий.