Законопроект "Об охране атмосферного воздуха" отводит на уменьшение выбросов 7 лет shutterstock

Законопроект "Об охране атмосферного воздуха" отводит на уменьшение выбросов 7 лет

Иван Шевчук

Изменения, внесенные в законопроект "Об охране атмосферного воздуха" увеличивают обязанности предпринимателей и уменьшают сроки на выполнение

Законопроект № 5339 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" ко второму чтению получил новые пункты, которые расширили обязанности предприятий в этой области. Прежде всего это касается контроля за собственными выбросами в атмосферу. ЭкоПолитика проанализировала текст законопроекта ко второму чтению.

Сроки выполнения мероприятий по сокращению выбросов сократили до 7 лет – против ранее предложенных 10. А это еще больше усложняет задачу, которая ставится перед предприятиями. А значит растут коррупционные риски, поскольку возникает соблазн обойти нормативы, которые невозможно или трудно выполнить.

Добавит хлопот бизнесменам, очевидно, и требование получать новое разрешение на выбросы вместо внесения изменений в уже действующего, в случае изменения параметров этих выбросов. Это могло бы быть целесообразным в случае принципиальных изменений в таких параметрах. Иначе только добавляет бюрократической волокиты.

Коррупционных рисков документу добавляет и расширение круга государственных институтов, которые могут влиять на принятие решений о выдаче или аннулировании разрешения на выбросы. Это решение может зависеть от заключения органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Кроме того, если на определенной территории фоновая концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимую, соответствующий орган местного самоуправления также может принимать решение о снижении выбросов загрязняющих веществ предприятиями. Для этого муниципалитет должен утвердить соответствующую региональную программу по охране окружающей среды.

То, что к охране атмосферного воздуха предлагают привлечь структуры Минздрава и местное самоуправление, само по себе логично. Однако, чтобы избежать коррупционных рисков, здесь должны быть четко прописаны процедура их участия в природоохранных мероприятиях, объем их полномочий и ответственности, а также критерии, по которым они могут отклонить или аннулировать разрешение.

Подводные камни содержит в себе и статья 11-1 об обязательных общественных слушаниях о выдаче разрешения на выбросы. Местные госадминистрации должны сообщать о наличии или отсутствии замечаний общественности относительно выдачи субъекту хозяйствования разрешения на выбросы. Новация преследует хорошую цель – предоставить гражданам возможность влиять на условия своей жизни. Однако при отсутствии четкого механизма делегирования полномочий со стороны общества и без определенных профессиональных знаний участников слушаний этот механизм может быть использован для блокировки вполне приемлемых с точки зрения экологии бизнес-проектов. Другая крайность – обсуждения могут проводиться просто для галочки, чтобы создать иллюзию поддержки со стороны общественности. В первом случае новация может оказаться вредной, во втором – бесполезной.

Коррупционные риски несет в себе и норма, обязывающая предпринимателей безусловно допускать к проверке уполномоченных государством должностных лиц. Обоснованных отказов от предпринимателей, в отличие от предыдущей редакции законопроекта, эта норма не предусматривает.

На фоне этих угроз отказ в разрешении на основании Закона Украины "О санкциях" (ее также добавили в новой редакции) выглядит мерой вполне технической. Для того, чтобы сделать невозможной работу подсанкционных предприятий, этот закон запускает достаточное количество механизмов и кроме аннулирования разрешения на выбросы.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что Европейская бизнес-ассоциация (EBA) выразила свою обеспокоенность по поводу коррупционной составляющей законопроекта №5339.

Читайте также
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады

Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка
Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка

Экокомитет рассмотрит план своей работы на период 11 сессии Верховной Рады