Законопроект "Об охране атмосферного воздуха" отводит на уменьшение выбросов 7 лет shutterstock

Законопроект "Об охране атмосферного воздуха" отводит на уменьшение выбросов 7 лет

Иван Шевчук

Изменения, внесенные в законопроект "Об охране атмосферного воздуха" увеличивают обязанности предпринимателей и уменьшают сроки на выполнение

Законопроект № 5339 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" ко второму чтению получил новые пункты, которые расширили обязанности предприятий в этой области. Прежде всего это касается контроля за собственными выбросами в атмосферу. ЭкоПолитика проанализировала текст законопроекта ко второму чтению.

Сроки выполнения мероприятий по сокращению выбросов сократили до 7 лет – против ранее предложенных 10. А это еще больше усложняет задачу, которая ставится перед предприятиями. А значит растут коррупционные риски, поскольку возникает соблазн обойти нормативы, которые невозможно или трудно выполнить.

Добавит хлопот бизнесменам, очевидно, и требование получать новое разрешение на выбросы вместо внесения изменений в уже действующего, в случае изменения параметров этих выбросов. Это могло бы быть целесообразным в случае принципиальных изменений в таких параметрах. Иначе только добавляет бюрократической волокиты.

Коррупционных рисков документу добавляет и расширение круга государственных институтов, которые могут влиять на принятие решений о выдаче или аннулировании разрешения на выбросы. Это решение может зависеть от заключения органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.

Кроме того, если на определенной территории фоновая концентрация загрязняющих веществ превышает предельно допустимую, соответствующий орган местного самоуправления также может принимать решение о снижении выбросов загрязняющих веществ предприятиями. Для этого муниципалитет должен утвердить соответствующую региональную программу по охране окружающей среды.

То, что к охране атмосферного воздуха предлагают привлечь структуры Минздрава и местное самоуправление, само по себе логично. Однако, чтобы избежать коррупционных рисков, здесь должны быть четко прописаны процедура их участия в природоохранных мероприятиях, объем их полномочий и ответственности, а также критерии, по которым они могут отклонить или аннулировать разрешение.

Подводные камни содержит в себе и статья 11-1 об обязательных общественных слушаниях о выдаче разрешения на выбросы. Местные госадминистрации должны сообщать о наличии или отсутствии замечаний общественности относительно выдачи субъекту хозяйствования разрешения на выбросы. Новация преследует хорошую цель – предоставить гражданам возможность влиять на условия своей жизни. Однако при отсутствии четкого механизма делегирования полномочий со стороны общества и без определенных профессиональных знаний участников слушаний этот механизм может быть использован для блокировки вполне приемлемых с точки зрения экологии бизнес-проектов. Другая крайность – обсуждения могут проводиться просто для галочки, чтобы создать иллюзию поддержки со стороны общественности. В первом случае новация может оказаться вредной, во втором – бесполезной.

Коррупционные риски несет в себе и норма, обязывающая предпринимателей безусловно допускать к проверке уполномоченных государством должностных лиц. Обоснованных отказов от предпринимателей, в отличие от предыдущей редакции законопроекта, эта норма не предусматривает.

На фоне этих угроз отказ в разрешении на основании Закона Украины "О санкциях" (ее также добавили в новой редакции) выглядит мерой вполне технической. Для того, чтобы сделать невозможной работу подсанкционных предприятий, этот закон запускает достаточное количество механизмов и кроме аннулирования разрешения на выбросы.

Ранее ЭкоПолитика сообщала, что Европейская бизнес-ассоциация (EBA) выразила свою обеспокоенность по поводу коррупционной составляющей законопроекта №5339.

Читайте также
Появилась повестка экологического комитета Верховной Рады: что рассмотрят 1 декабря
Появилась повестка экологического комитета Верховной Рады: что рассмотрят 1 декабря

На повестке — письмо EBA по законопроекту об ограничении оборота пластиковых пакетов в Украине

Экологическая повестка дня Верховной Рады: законы о чистом воздухе, новых лесах и возрождении Чернобыля
Экологическая повестка дня Верховной Рады: законы о чистом воздухе, новых лесах и возрождении Чернобыля

На этой неделе парламентарии рассмотрят немало законопроектов, касающихся защиты окружающей среды

Улучшит ли состояние окружающей среды многократное повышение налога на отходы? Анализируем очередной законопроект
Улучшит ли состояние окружающей среды многократное повышение налога на отходы? Анализируем очередной законопроект

Авторы законопроекту о налогообложении отходов предлагают в несколько раз повысить налоги на размещение отходов на свалках, чтобы простимулировать промышленную переработку этих отходов

Экокомитет рекомендовал принять законопроекты с коррупционными рисками и огромными недостатками
Экокомитет рекомендовал принять законопроекты с коррупционными рисками и огромными недостатками

При этом комитет не поддержал проекта, который не содержит негативных норм