Европейская бизнес-ассоциация (EBА) и Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК) обратили внимание, что текущая редакция проекта закона "О территориях Изумрудной сети" содержит ряд коррупционных факторов.
Отмечается, что Комитет ВРУ по вопросам экологической политики и природопользования 14 апреля рекомендовал проект к принятию в первом чтении. Об этом говорится на сайте Европейской бизнес-ассоциации.
"В текущей редакции законопроект содержит ряд моментов, которые могут осложнить реализацию инвестиционных проектов бизнеса, в частности, из-за возможности неоднозначной трактовки и применения отдельных его положений, и могут стать основанием для возникновения потенциальных коррупционных рисков", — говорится в сообщении.
В ассоциации выделили такие проблемные положения документа:
- Абсолютный запрет деятельности при нехватке обоснованных оснований для определения ее негативного влияния на территории Изумрудной сети.
"Во-первых, это не соответствует положениям Директивы №92/43/ЕС, все же дает возможность реализации проектов, представляющих общественный интерес. Во-вторых, несмотря на то, что критерии для установления такого негативного влияния предлагается определить в подзаконном акте (что было отдельно идентифицировано НАПК как коррупционный фактор), это усиливает имеющиеся коррупционные риски, поскольку при таких условиях получение отрицательного заключения по результатам оценки по критериям, которые определяются не законом, фактически будет означать невозможность ведения дальнейшей деятельности и потери инвестиций", — отмечают в бизнес-сообществе.
Чтобы снизить такие риски, эксперты Комитета Ассоциации и НАПК подчеркивают необходимость определить критерии негативного влияния на территории Изумрудной сети непосредственно в законопроекте, а также ввести термин "общественные потребности", согласно Закону Украины "Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости "№1559-VI.
- Необходимость получения от органа исполнительной власти решения об отсутствии необходимости осуществлять оценки воздействия на территории Изумрудной сети (ОВТИС) или решение об отсутствии негативного влияния на территории Изумрудной сети как разрешения на осуществление хозяйственной деятельности на этой территории.
"Во-первых, это может привести к разногласиям в применении норм проекта закона. Во-вторых, такое отсутствие определения исчерпывающих случаев, оснований, форм, сроков, порядка осуществления таких полномочий, контроля за их осуществлением и ответственности за возможные злоупотребления при их осуществлении может привести к потенциальному установлению или расширению дискреционных полномочий органа государственной власти и очевидно коррупционных факторам", — отмечают в ассоциации.
По мнению представителей EBA и НАПК, целесообразно предусмотреть непосредственно в проекте закона четкий перечень видов деятельности, по которым необходимо осуществлять ОВТИС по примеру Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" №2059-VIII, или критерии определения отсутствия негативного влияния на территории Изумрудной сети.
- Необходимость проведения ОВТИС в процессе осуществления землеустройства, а также перед получением ряда документов разрешительного характера.
"Во-первых, такой подход не в полной мере соответствует положениям Директивы 92/43/ЕЭС, согласно которым анализ влияния на территории должен проводиться по плану или проекту, а не в отношении каких-либо промежуточных действий, которые могут иметь отношение к плану или проекту. Во-вторых, на практике, это может привести к необходимости проведения ОВТИС несколько раз для реализации одного проекта", — уверены в EBA.
Особую угрозу такой подход представляет для предприятий в сфере недропользования, ведь проект закона предусматривает осуществление ОВТИС перед получением специального разрешения на пользование недрами, в том числе на геологическое изучение и опытно-промышленное разработку месторождений полезных ископаемых. Таким образом, может быть заблокировано деятельность компаний, которые купили свои лицензии через аукционы за сотни миллионов гривен, что, соответственно, увеличивает риск для получения неправомерной выгоды властям. Поэтому есть необходимость внести изменения в ч. 2 ст. 11 проекта закона.
- Отсутствие четкого ответа на вопрос, нужно ли проходить ОВТИС предприятиям, которые уже получили все разрешительные документы и прошли процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВД).
В частности, вывод из ОВД, который выдается после осуществления процедуры ОВД, действительный в течение 5 лет. Поэтому у бизнеса есть предостережения, что те выводы из ОВД, которые были выданы до принятия проекта закона, но деятельность по которым началась после принятия проекта закона, могут быть обжалованы в судебном порядке из-за отсутствия заключения с ОВТИС.
В ассоциации считают за необходимое показать в проекте закона, что ОВТИС не будет распространяться на тех субъектов хозяйствования, которые уже получили все необходимые разрешительные документы и прошли процедуру ОВД на дату вступления в силу проектом закона, как это было прописано в редакции проекта Закона "О территориях Изумрудной сети", разработанного Министерством окружающей среды и природных ресурсов Украины в 2019 году.
- Отсутствие переходного периода для вступления в силу планов управления территориями Изумрудной сети, которые устанавливают перечень запретов и ограничений на определенные виды деятельности.
После определения и внесения территорий Изумрудной сети в Национальный реестр для такой территории в течение 6 лет разрабатывается план управления, который потенциально будет устанавливать меры по сохранению биоразнообразия и перечень видов деятельности, которые запрещены или которые ограничиваются на территории Изумрудной сети.
"Во-первых, это не соответствует Директиве 92/43/ЕЭС, где определен перечень видов деятельности, которые не могут быть осуществлены на таких территориях. Во-вторых, возмещение убытков, возникающих в результате действия запретов или ограничений деятельности на территориях Изумрудной сети, отсрочено до момента утверждения плана управления такой территорией, что может привести к неожиданным негативным последствиям для компаний", — отмечают в ассоциации.
Итак, добавляют представители бизнеса, нужно прямо предусмотреть исчерпывающий перечень ограничений и запретов на ведение хозяйственной деятельности непосредственно в проекте закона, а также предусмотреть переходный период для вступления в силу положений проекта закона, устанавливающих такие ограничения для бизнеса.
Учитывая эти проблемные моменты, представители Ассоциации и НАПК считают, что законопроект "О территориях Изумрудной сети" требует существенной доработки. Они также добавили, что готовы повторно предоставить экспертную поддержку с целью устранения коррупционных факторов и пробелов, которые создают условия для давления на бизнес.
Ранее ЭкоПолитика проанализировала законопроект №4461 "О территориях Изумрудной сети" и выделила его основные положения.