10 июля представители Минприроды совместно с экспертами отрасли презентовали коллегам из Представительства ЕС в Украине и из директоратов Еврокомиссии подготовленный ко второму чтению законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле".
Об этом сообщила международная экологическая правозащитная организация "Экология. Право. Человек" в Facebook.
В основе этого проекта закона лежит реформа Государственной экологической инспекции (ГЭИ), которая длится уже долгие 7 лет.
По словам заместителя министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Елены Крамаренко, законопроект о государственном экоконтроле является одним из главных в пакете документов, которые планирует принять Украина для приближения своего законодательства к нормам ЕС.
Чиновница констатировала, что работа ГЭИ построена на устаревших принципах и не отвечает требованиям современности. Так, только за период с 2017 по 2020 годы инспекция не провела более 7000 запланированных проверок субъектов хозяйствования. А иски о возмещении ущерба, нанесенного окружающей среде, часто не доводятся до конца.
Подготовленный ко второму чтению законопроект №3091 предусматривает новую цель и задачи государственного экологического контроля.
Цель экоконтроля – обеспечение защиты окружающей среды, жизни и здоровья человека, обеспечение экологической безопасности и сохранение природных территорий и объектов, подлежащих особой охране, преодоление последствий вооруженной агрессии, обеспечение возмещения экологического вреда.
Задание экоконтроля – предотвращение ухудшения состояния окружающей среды, обеспечение соблюдения требований законодательства об ООПС подконтрольными субъектами, устранение экологического вреда, в том числе преодоление последствий вооруженной агрессии, возмещение вреда окружающей среде и потерь экосистемных услуг.
Законопроект устанавливает новые порядки проведения проверок органов государственной власти и органов местного самоуправления, проведения проверок субъектов хозяйствования, проведения оперативных мероприятий: рейдов, патрулирований и реагирований на вызовы.
Плановые проверки соблюдения требований природоохранного законодательства субъектами хозяйствования планируется исходя из степени риска для окружающей среды от осуществления хозяйственной деятельности. Степени риска разделены на 3 уровня:
- высокая степень риска (топ 100 загрязнителей), проверяются планово один раз в год;
- средняя степень риска – один раз в три года;
- незначительной степени риска – не проводятся.
Проверки предприятий высокой степени риска для окружающей среды будут проводиться в течение 15 дней. Проверки предприятий средней степени риска для окружающей среды будут проводиться в течение 10 дней.
Внеплановые проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства будут проводиться по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных законом, чтобы исключить злоупотребления со стороны экологической инспекции.
Разработчики документа подчеркнули, что проект закона направлен на преодоление пробелов и коллизий для предотвращения недопусков органа государственного экологического контроля к проверке.
Проект закона предусматривает два вида ответственности за нарушения природоохранного законодательства субъектами ведения хозяйства:
- хозяйственно-правовую;
- гражданско-правовую (возмещение вреда, в том числе причиненного окружающей среде).
Он также определяет четкий список нарушений, за совершение которых налагаются административно-хозяйственные санкции. Размеры административно-хозяйственных штрафов соответствуют степени социальной вредности совершенного нарушения (высокие), в том числе штраф за недопуск к проверке.
Напомним, что впервые о реформировании ГЭИ заговорили еще в 2014 году. Только через 2 года тогдашний Министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак представил Концепцию реформирования системы природоохранного контроля, которая предусматривала ликвидацию Госэкоинспекции и создание нового органа. Но дальше смены вывески тогда дело не пошло.
После идеи просто сменить вывеску, экочиновников и законотворцев озарила другая мысль – закрыть ГЭИ вообще . Как говорится: "Нет органа – нет необходимости его реформировать". К счастью, через несколько месяцев от этой "гениальной" идей решили отказаться.
В начале 2022 года эксперты отрасли вынуждены были напомнить Минприроды, что реформа ГЭИ, начатая еще в 2017 году, до сих пор не завершена. Но вместо того, чтобы сделать конкретные шаги по созданию концептуально нового органа по европейскому образцу, Минприроды разводило пустую болтовню и многократно вносило правки в законопроект №3091 "О государственном экологическом контроле", единственным реальным изменением в котором было изменение названия контролирующего органа без каких-либо трансформаций в подходах и принципах его работы
Как сообщала ЭкоПолитика ранее, Минприроды задекларировало реформу Госэкоинспекции как один из приоритетов ведомства на 2024 год.
Напомним, в апреле Государственная экологическая инспекция Украины обнародовала проект Стратегии реформирования государственного экоконтроля, предполагающего переход на стандарты Европейского Союза. Мнения по нему разделились: часть оценила его скептически, другая часть уверена в правильности избранного пути.
В мае Еврокомиссия сделала очередную попытку вынудить Минприроды провести реформу ГЭИ. В своих рекомендациях Украине она также отметила реформу Государственной экологической инспекции среди 5 приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды на 2024 год.