ЭкоПолитика проанализировала основные положения законопроекта №11355 "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения", принятого Верховной Радой в первом чтении.
Ознакомиться с полной версией документа можно в карточке законопроекта на сайте парламента.
Три самых главных нововведения законопроекта о промышленном загрязнении:
- Объединение природоохранных разрешений в одно интегрированное.
- Введение НДТМ (наилучших доступных технологий и методов управления).
- Создание реестра предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение.
Целью законопроекта является установление правовых и организационных основ предотвращения, уменьшения и контроля промышленного загрязнения для обеспечения защиты окружающей среды и конституционных прав на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду путем внедрения интегрированного разрешения, определения видов деятельности, требующих получения такого разрешения, требований к обязательному применению наилучших доступных технологий и методов управления (НДТМ), мониторинга выбросов и контроля соблюдения условий интегрированного разрешения.
"В рамках имплементации положений Директивы 2010/75/ЕС обязательно применение субъектами хозяйствования лучших доступных технологий и методов управления и достижения установленных в соответствии с ними предельно допустимых объемов загрязнения. В Украине нет разработанных нормативно-правовых актов, устанавливающих перечень лучших доступных технологий и методов управления для регулирования отдельных видов деятельности, а предельно допустимые концентрации и предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ не соответствуют значениям Директивы 2010/75/ЕС", – отмечается в пояснительной записке.
В настоящее время система разрешений в сфере охраны окружающей природной среды основана на покомпонентном подходе к регулированию воздействия на окружающую природную среду, что не позволяет учитывать кумулятивное воздействие, оказываемое предприятием на окружающую среду, частично оставляя без внимания вопросы, связанные с охраной почв и загрязнением подземных вод, эффективным потреблением энергии и сырья, условиями вывода из эксплуатации и восстановлением территории промышленной площадки в безопасное экологическое состояние. Поэтому и возникла необходимость введения интегрированного разрешения.
Проектом Закона определяются:
- основные требования к интегрированному разрешению;
- перечень видов деятельности, требующих его получения;
- процедура выдачи интегрированного разрешения;
- основания для отказа в выдаче;
- основания и порядок аннулирования;
- основания и порядок внесения изменений в интегрированное разрешение;
- требования к реестру интегрированных разрешений;
- особенности мониторинга выбросов и контроля хозяйствующих субъектов, получивших интегрированное разрешение.
Проектом закона предусматривается, что прогнозируемое количество хозяйствующих субъектов, на которых будет распространяться эта норма, составляет около 3500.
К основным положениям законопроекта также относятся:
- срок действия интегрированного разрешения не ограничен;
- за выдачу интегрированного разрешения (внесение изменений в него) взимается плата в размере 30 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;
- интегрированное разрешение или решение об отказе в его выдаче выдается в течение 30 рабочих дней со дня завершения рассмотрения заявления о получении интегрированного разрешения (внесение изменений в него) и приложенных к нему документов компетентными органами;
- разрешительный орган определяет предельно допустимые выбросы, при которых в нормальных условиях эксплуатации установки выбросы не будут превышать нормативов предельно допустимых выбросов, определенных в выводах наилучших доступных технологий и методов управления;
- в условиях интегрированного разрешения определяются требования по установке и функционированию автоматизированного оборудования для мониторинга выбросов в порядке и случаях, предусмотренных выводами наилучших доступных технологий и методов управления и экологическими нормативами;
- предусмотрено создание Единого государственного реестра интегрированных разрешений, доступ к которому обеспечивается через электронный кабинет пользователя Реестра, адресную рассылку и веб-портал Реестра;
- финансирование мер по внедрению операторами установок наилучших доступных технологий и методов управления осуществляется субъектами хозяйствования за счет собственных средств, государственной помощи, международной технической помощи и других источников, не запрещенных законодательством;
- операторы установок, которые вводятся в эксплуатацию впервые в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, подают заявление о получении интегрированного разрешения не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу настоящего Закона;
- выводы наилучших доступных технологий и методов управления, предусмотренные статьей 311 Закона Украины "Об охране окружающей среды" применяются не ранее чем через 4 года со дня прекращения или отмены военного положения;
- операторы установок, которые намерены вывести установку из эксплуатации после вступления в силу настоящего Закона, прилагают к заявлению о получении интегрированного разрешения на окружающую среду заявление об обязательстве по выводу установки из эксплуатации с указанием обоснования и оснований для определения конечного срока эксплуатации установки, который не может превышать 10 лет со дня вступления в силу настоящего Закона.
Тем временем представители бизнес-сообщества критически высказались по этому законопроекту. Они отметили, что нереально изменить сферу управления промышленным загрязнением только принятием рамочного закона без конкретного определения механизмов его реализации и источников финансирования мер по экомодернизации. Предприниматели также подчеркнули, что невозможно заставить бизнес инвестировать во что-либо – государство должно создать условия, способствующие инвестициям. Они порекомендовали следовать европейскому пути во внедрении НДТМ, когда в ЕС системная поддержка инвестициями и технологиями в течение 30 лет обеспечила частичное внедрение лучших доступных технологий.
Так, специалисты Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) обратились к депутатам Верховной Рады и указали на нормы, которые создают высокие риски невозможности выполнения предприятиями соответствующих требований законопроекта на практике.
Члены Национальной Ассоциации добывающей промышленности Украины попросили народных избранников внести изменения в законопроект "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355 и учесть три критических замечания отрасли и текущую экономическую ситуацию в стране.
ЭкоПолитика также проанализировала законопроект и обнаружила в нем недостатки, которые могут привести к закрытию части предприятий и коллапсу в разрешительной системе.
Напомним, что 20 июня Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона "Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения" №11355. Он оказался практически идентичным евроинтеграционному законопроекту №6004-д "Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду", для принятия которого народным избранникам 19 июня не хватило только одного (!) голоса.