Как изменится экономика и климатическая политика Украины после COP26: названы первые шаги shutterstock

Как изменится экономика и климатическая политика Украины после COP26: названы первые шаги

Елена Яценьо

Определены пути, как Украина будет реализовывать национальную климатическую цель

На Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата СОР26 Украина вместе со 197 странами подписала "Климатический пакт Глазго", который предлагает участникам усилить свои климатические обещания до конца 2022 года, сократить электрогенерацию из угля, повысить финансирование перехода на возобновляемые источники энергии и чистые промышленность, транспорт и сельское хозяйство.

Как приняты в Глазго решения повлияют на внутреннюю климатическую политику и экономику Украины: от финансов, энергетики, промышленности, транспорта до здравоохранения – рассказали представители и представительницы украинской делегации.

Прежде всего отмечается, что Украина представила национальную климатическую цель: к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до уровня 35% по сравнению с 1990 годом.

Реализовать эту цель поможет ряд международных инициатив, которые поддержала Украина. Речь идет о таких: Глобальная инициатива по сокращению выбросов метана, Альянс о прекращении использования угля при производстве электроэнергии, Декларация о постоянном лесо- и землепользовании. Также Украина поддержала идеи развития чистой энергетики, электротранспорта, переход на сталь с почти нулевыми выбросами, развитие водородной энергетики и устойчивого сельского хозяйства.

Чтобы реализовать все эти инициативы, нужно серьезное финансирование – и Украина присоединится к торговле сокращением выбросов парниковых газов.

"Решение в Глазго запустили механизмы международной торговли сокращениями выбросов парниковых газов. Это могут быть контракты как на уровне предприятий, так и на уровне государств, – анонсировала заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ставчук. – Украина рассчитывает, что эти механизмы будут способствовать реализации проектов энергоэффективности и модернизации в ряде секторов экономики".

В то же время эксперты отметили, что без соответствующих действий внутри страны красивые заявления останутся лишь заявлениями.

"Украина на СОР26 обязалась закрыть государственные угольные электростанции к 2035 году, к 2030 году сократить выбросы метана на 30% и остановить обезлесение. Но без соответствующих действий красивые заявления не сработают, – сказала глава Совета Украинской климатической сети Оксана Марьюк. – Необходимо разработать конкретные планы реализации задекларированных целей. К этому процессу нужно активно привлекать громады, чтобы их планы действий устойчивого энергетического развития и климата отражали политику государства и обеспечивали достижение поставленных климатических целей".

Представительница общественности отметила, что государство должно последовательно поддерживать энергоэффективные мероприятия и переход на возобновляемые источники энергии жилого сектора, стимулировать развитие систем накопления энергии. "Фонд энергоэффективности сейчас работает чисто с ОСМД, которые составляют лишь 18% всего многоквартирного жилого фонда", – отметила Марьюк.

Кроме того, действующие законодательство, планы и программы должны согласовываться с долгосрочными стратегиями и закреплять обязательства отказа от угля, защиты природных биосистем и достижения углеродистой нейтральности. Для этого также необходимо выполнить условия Соглашения об Ассоциации с ЕС и имплементировать директивы ЕС о промышленных выбросах 2010/75 /ЕС

При этом Украина сохранила доступ к климатическому финансированию в системе ООН и Парижского соглашения в поддержку зеленой трансформации для противодействия изменению климата, но этого недостаточно, отметила вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.

"Сокращение выбросов на 35% к 2030 году требует 102 млрд евро, то есть по 10 млрд евро в год. Поэтому правительство будет привлекать дополнительное финансирование от развитых стран на развитие альтернативных источников энергии. Бизнесы могут получать ресурсы от международных финансовых учреждений, уже есть договоренности о направлении этих ресурсов к украинским банкам", – добавила вице-премьер.

В свою очередь советник генерального директора НАК "Нафтогаз" по вопросам развития низкоуглеродистых бизнес и зеленого курса ЕС Алексей Рябчин отметил, что сократить выбросы в Украине намного легче и дешевле, чем в развитых странах. У бизнеса есть огромные возможности: водородные проекты, уменьшение метана, зеленая энергетика.

"Я 15 лет занимаюсь зеленым развитием и вопросами климата и впервые вижу такую ​​заинтересованность со стороны власти, бизнеса и общественности по противодействию рискам и реализации возможностей. Это хороший знак, но только начало трудного пути зеленой трансформации", – сказал Рябчин.

Однако государственные цели должны согласовываться с планами частного сектора. В частности, крупнейшая частная энергетическая компания Украины ДТЭК, которая контролирует около 90% добычи всего украинского угля и около 75% украинских станций тепловой генерации, намерена достичь углеродной нейтральности к 2040 году – на 5 лет позже за государство.

К тому же Украина объявила о присоединении к Угольному альянсу и закрытии государственных угольных электростанций к 2035 году, но до сих пор не оформила это официально.

"Минэнергетики сконтактирует из Угольным альянсом и будет корректировать договоренности в соответствии с нашей внутренней стратегией", – сообщила Стефанишина.

Первые шаги государства

Вице-премьер Ольга Стефанишина анонсировала в Минприроды подразделение подготовки к COP, который будет действовать в течение года.

"Правительство будет работать над инициативой сокращения выбросов транспорта и озеленения авиатранспорта и готовить законодательство для торговли выбросами углерода. Начаты переговоры о финансовых ресурсах, необходимых для выполнения НСП", – рассказала она.

По словам заместителя председателя Минприроды Ирины Ставчук, продолжится разработка плана действий по реализации НСП. "Чем более четкий план мы получим, тем легче общаться с донорами", – отметила она. В то же время происходит разработка финансовой стратегии и рамочного закона об элементах климатического управления.

По мнению руководителя отдела "Климатическая политика и транспорт ОО "Екодія" Евгении Засядько, принятых обязательств в Глазго недостаточно для достижения цели.

"Конференция сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата СОР26 не стала прорывом в договоренностях между странами для достижения целей Парижского соглашения. На основе сделанных заявлений планета нагреется на 2.7 С, и это из-за неготовности лидеров стран принимать решение в пользу в первую очередь населения, а не экономики и бизнеса", – считает она. Это мнение о необходимости более амбициозных обязательств высказали много украинских и международных экспертов и ученых.

Следующим шагом Украины должна стать реализация взятых обязательств, сокращение выбросов и адаптация к изменению климата во всех секторах.

Как сообщала ЭкоПолитика, недавно в Глазго (Шотландия) завершилась двухнедельная климатическая конференция ООН (COP26), которая была первой с момента заключения Парижского соглашения в 2015 году. Перед закрытием саммита, 13 ноября 2021 года, утвердили совместную декларацию – Климатический пакт Глазго, который подписали делегации почти 200 стран.

Читайте также
Сколько экологов по образованию в 2022-2023 годах выпустила Украина: МОН обнародовал статистику
Сколько экологов по образованию в 2022-2023 годах выпустила Украина: МОН обнародовал статистику

Какое количество специалистов окружных специальностей ежегодно готовят украинские ВУЗы

Украина в 2023 году потратила 2,11 млрд грн на содержание Чернобыльской зоны отчуждения
Украина в 2023 году потратила 2,11 млрд грн на содержание Чернобыльской зоны отчуждения

В 2024 году запланировано потратить 2,49 млрд грн на управление зоной отчуждения

Нацбанк выпустил новую юбилейную монету "Аист черный"
Нацбанк выпустил новую юбилейную монету "Аист черный"

Это четвертая монета из серии, посвященная возрождению дикой природы на территории Чернобыльского заповедника.