Как Минприроды адаптировалось к реалиям войны: чем занимались государственные защитники окружающей среды в 2022-м

Как Минприроды адаптировалось к реалиям войны: чем занимались государственные защитники окружающей среды в 2022-м

Валентина Бокий

Редакция исследовала работу Министерства защиты окружающей среды в 2022 году

ЭкоПолитика завершает цикл материалов, которые должны подвести итоги экологической деятельности государственных чиновников, общественных активистов и экологов во время войны. Поэтому наша редакция проанализировала, чем занимались в Министерстве защиты окружающей среды и смогли ли эко-чиновники встать на защиту природы в это непростое для страны время.

В июне 2022 года появилась информация, что министерство вообще собираются ликвидировать. С 2012 года в кресле министра защиты окружающей среды и природных ресурсов побывало 10 человек. При этом ни один из них не задерживался более чем на 2 года. В столь короткие сроки действительно трудно качественно реформировать экологическую политику страны.

Министерство защиты окружающей среды является ключевым органом в формировании государственной экологической политики. В начале 2022 года профильные эксперты ожидали от Министерства работы над ключевыми реформами в синергии с экококомитетом и внедрения уже разработанных инициатив.

"Ожидаем реализации основных принципов, уже принятых в части климатической политики, внедрения системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Это будет стимулировать бизнес внедрять технологии, которые будут предотвращать выбросы или их уменьшать. В части реализации законодательства – ожидаем мониторинга и верификации парниковых газов", — рассказывала в начале года ЭкоПолитике председатель Наблюдательного совета при Минприроды Светлана Берзина.

Вычет ущерба окружающей среде от войны

Кабинет Министров 20 марта принял Порядок определения вреда и ущерба, нанесенного Украине в результате вооруженной агрессии российской федерации, в частности по направлениям природных ресурсов и инфраструктуры. В течение шестимесячного срока министерства, центральные и местные органы власти должны были разработать и утвердить соответствующие методики.

3 ноября в Минприроды утвердили Методику определения вреда и ущерба, причиненного лесному фонду в результате вооруженной агрессии РФ, которая также будет учитывать неполученные доходы и ущерб за уничтожение жилья животных.

“Это уже пятая разработанная министерством методика определения вреда, причиненного украинской окружающей среде от действий агрессора. На очереди еще два – по исчислению ущерба недрам и территориям и объектам природно-заповедного фонда Украины. Мы стремимся, чтобы оккупант полностью заплатил за свой произвол. Учитывая то количество преступлений, которое РФ ежедневно совершает на нашей земле, возмещать долги перед украинским народом россиянам придется не один десяток лет”, – прокомментировал министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслан Стрелец.

В начале ноября заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Евгений Федоренко заявил, что за 8 месяцев полномасштабного вторжения россия нанесла среде Украины более €37 миллиардов убытков. По словам министра защиты окружающей среды, ущерб окружающей среде только за полгода войны достиг почти 1 триллиона гривен.

В целом, судя по количеству и характеру публикаций на официальном сайте ведомства об их деятельности, в течение 11 месяцев войны Министерство защиты окружающей среды сконцентрировалось не на адаптации экологической политики к европейским стандартам, а на подсчете ущерба от военных действий.

Новая команда министра

Еще в мае Кабинет министров уволил сразу четырех заместителей министра защиты окружающей среды и природных ресурсов: Михаила Хорева, Романа Шахматенко, Ирину Ставчук, а в декабре покинула пост и Светлана Гринчук.

Хорев занимался вопросами водных ресурсов. Как он объяснил в комментарии ЭкоПолитике, за время работы в должности заместителя министра запустил в работу 2 современных лабораторий мониторинга вод по европейским стандартам – в Вышгороде и Одессе.

"В целом за последнее время сделано немало позитивных вещей в сфере водной политики Украины. Нам удалось совместно с международными партнерами сделать скрининги загрязняющих веществ поверхностных вод в бассейнах Днестра, Дона и Днепра”, – сказал он.

Шахматенко занимался реформой экологического контроля – законопроектом №3091.

“Именно в этой сфере, кроме того, что у нас был ключевой закон, мы пересмотрели большинство методик и увеличили размеры учета убытков. Мы полностью пересмотрели алгоритмы деятельности, например, сотрудничество с правоохранительными органами. Фактически оно было неурегулировано, а все инспекции на местах делали, что хотели. Поэтому произошло урегулирование их деятельности”, – объяснял он нашему изданию.

Кроме того, благодаря механизму контроля за работой юристов Госэкоинспекции в судах удалось увеличить объемы взысканий.

Госпожа Ирина запомнилась в должности работой над Национально определенным вкладом в Парижское соглашение, ведь именно она лоббировала амбициозные цели Украины в НВВ2 — к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до уровня 35% по сравнению с 1990 годом.

Светлана Гринчук работала над адаптацией экологического законодательства Украины к европейскому. Она отвечала за систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов, а также за систему торговли выбросами.

Новыми же заместителями министра Руслана Стрельца назначили Александра Краснолуцкого, Елену Крамаренко и Евгения Федоренко. В ответ на запрос ЭкоПолитики нам предоставили информацию о том, чем занимаются новые заместители.

Александр Краснолуцкий координирует, направляет и контролирует работу по: охране и воспроизводству вод, рациональном использовании водных ресурсов; проведении мониторинга окружающей природной среды; охране, защите, использованию и воспроизводстве лесов; охране и рациональному использованию земель; охране атмосферного воздуха, экологического аудита; управлении зоной отчуждения. Также занимается вопросом выдачи ряда экологических разрешений на ведение деятельности.

Евгений Федоренко координирует, направляет и контролирует работу по: формированию политики в сфере геологического изучения и рационального использование недр; осуществлении государственного геологического контроля; экологической безопасности и обращения с отходами, опасными химическими веществами в пределах определенной компетенции; формировании и реализации политики по вопросам европейской интеграции, соблюдению и организации выполнения обязательств, взятых Украиной по международным договорам, в части компетенции Минприроды; разработка и осуществление мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с другой стороны, других международных договоров и договоренностей в сфере европейской интеграции. Также, организовывает работу и обеспечивает подготовку предложений по предоставлению или продлению срока действия специальных разрешений на использование недер.

Елена Крамаренко координирует, направляет и контролирует работу по: рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов в пределах определенной компетенции; оценке влияния на окружающую среду, стратегической экологической оценке; осуществление технического регулирования в сфере охраны окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности; осуществлению в соответствии с законодательством оценки влияния на окружающую среду и стратегической экологической оценки; обращению с пестицидами и агрохимикатами государственной регистрации средств защиты растений, полученных с использованием генетически модифицированных организмов. Также, организовывает работу и обеспечивает подготовку, выдачу, отказ в выдаче, аннулировании, осуществлении переоформления документов разрешительного характера на ввоз на таможенную территорию Украины незарегистрированных пестицидов и агрохимикатов.

Достижения министерства

Одним из первых достижений нового министерства стало создание Единой государственной системы мониторинга окружающей среды.

Соответствующий законопроект Кабинет министров одобрил в конце апреля.

Все показатели мониторинга окружающей среды станут частями единой общегосударственной сети. Она будет включать информацию о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных, подземных и морских вод, земель, почв, лесов и биоразнообразии. Также предполагается мониторинг обращения с отходами, геологических процессов и воздействия температуры, шума, вибрации, излучения на человека и окружающей среды.

"После поддержки Парламентом законопроекта, вся информация о состоянии компонентов окружающей среды будет подлежать системному наблюдению на 4 уровнях — от национального до объектового", — прокомментировал Стрелец во время брифинга по результатам заседания Правительства.

20 июня Верховная Рада приняла законопроект №5650 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по сохранению лесов". Почти сразу Министерство защиты окружающей среды сообщило, что новый закон сохранит леса, степи и луга. Стрелец отметил, что закон №5650 может “увеличить лесистость Украины на 500 тыс. га за счет сохранности самосейных лесов.

Однако законопроект сильно раскритиковали экологи "Украинской природоохранной группы". Они объяснили основной аспект документа: чтобы зарабатывать, владелец маленького леса должен пройти лесоустройство, получать лесорубные билеты, платить земельный налог и рентную плату, разрабатывать кучу документов, обеспечить электронный учет древесины и так далее. Они утверждают, что для маленького леса это абсурдно и нерентабельно. К тому же закон никого не обязывает узаконивать самосейный лес.

"Это все еще право, а не обязанность. При желании самосессионный лес все еще можно законно уничтожить для пахоты. Учитывая нерентабельность лесного хозяйства в малых лесах – угадайте, что выберут их владельцы или распорядители? Если государство реально намерено сохранять самосейные леса руками бизнеса или местной власти, после закона 5650 нужно еще плодотворно поработать и разработать адекватные правила ведения лесного хозяйства в малых лесах, иначе 5650 будет просто шагом в никуда. Никто не будет узаконивать самосессионные леса, чтобы получать сплошные убытки", — отмечают в УПГ.

Стоит отметить и очередную инициативу "ЭкоУгроза"
— вебресурс и мобильное приложение, созданное для фиксации экологических угроз на территории Украины. На “ЭкоУгрозе” каждый может узнать достоверную информацию о состоянии окружающей среды в разных регионах Украины, а также сообщить государству о выявленных фактах причинения вреда природе.

Однако представители бизнеса выступили с критикой приложения, а именно в части безапелляционного права на проведение проверки даже на основании анонимного сообщения об угрозе.

О рисках внеплановых экопроверок

Не можем не отметить и неприятные нюансы работы ведомства. Традиционным недостатком работы министерства является его закрытость и склонность к непривлечению общественности, экспертов, региональных сообществ к процессу принятия решений и разработке законопроектов. Многие представители экологического сообщества в Украине жалуются на трудности в коммуникации с представителями министерства. С этим столкнулась и редакция ЭкоПолитики.

Мы обратились за комментарием к Светлане Берзиной с просьбой оценить работу новой команды Министерства в 2022 году с точки зрения коммуникации с Наблюдательным советом.

"Мы не рассматривали вопрос оценки работы Министерства по какому-то рейтингу, но могу отметить, что у министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Руслана Стрельца и его команды есть прогресс и понимание важности сотрудничества и взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами на пути реформ", — сказала Берзина.

Подытоживая, в 2022 году Министерство в основном занималось подсчетом ущерба окружающей среде от войны и диджитализацией эко-услуг, что прямого отношения к сохранению природы не имеет. С положительного — был принят ряд министерских законопроектов, регулирующих экологическую сферу. Однако до сих пор ряд вопросов остается открытым: реформа отходов в Украине, реформа промышленного загрязнения, евроинтеграционные законопроекты в окружающей сфере и другие актуальные темы. За тем, чем Минприроды будет заниматься в 2023 году, мы будем внимательно следить и информировать наших читателей.

Читайте также
Топ-5 экологических проблем, которыми не занимается Минприроды
Топ-5 экологических проблем, которыми не занимается Минприроды

Пока хоть как-то двигаются вперед только те реформы, которые связаны с Ukraine Facility Plan

Минприроды 3 месяца не выдает лицензии на управление опасными отходами, – PAEW
Минприроды 3 месяца не выдает лицензии на управление опасными отходами, – PAEW

По состоянию на 26 ноября в Реестре лицензиатов по управлению опасными отходами учитывается 34 лицензиата

В 2025 году хотим начать переговоры по своему кластеру по вступлению в ЕС, – Минприроды
В 2025 году хотим начать переговоры по своему кластеру по вступлению в ЕС, – Минприроды

Европейских партеров проинформировали о прогрессе в этом направлении