Сегодня практически во всех странах мира есть хоть какие-то элементы зеленых публичных закупок. При этом безусловными лидерами такого процесса являются развитые страны Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Именно они 20 лет назад и начали учитывать экологическую составляющую при заказе товаров и услуг.
Об этом говорится в исследовании Всемирного банка "Зеленые публичные закупки: обзор зеленых реформ в национальных системах публичных закупок". ЭкоПолитика предлагает анализ этого документа.
Покупать с пользой для окружающей среды
Зеленые публичные закупки (ЗПЗ) — это приобретение государством и громадами товаров, работ и услуг с улучшенными экологическими характеристиками. Эксперты Всемирного банка видят залог эффективности этого механизма в том, что объемы публичных закупок достаточно значительны. На них по всему миру ежегодно приходится 11 трлн долларов США, а это около 11% глобального валового продукта. Во многих развивающихся странах именно государство является крупнейшим покупателем товаров и услуг.
Исследователи отмечают, что зеленый подход при публичных закупках все чаще становится обязательным элементом таких закупок. Причем этот инструмент все больше становится компетенцией не собственно экологических структур, а финансовых. Именно в министерствах финансов делают поправку на экологию и климатические изменения, когда формируют макроэкономическую политику и готовят бюджет.
Просто начни!
Эксперты Всемирного банка уверяют, что для введения зеленых закупок не следует ждать, пока в государстве будет отработана вся необходимая правовая база. Они говорят, что большинство стран начинают свой путь в ЗПЗ с помощью простых критериев, таких, к примеру, как энергоэффективность. Этот критерий отвечает одновременно и экологическим требованиям, и соображениям экономической целесообразности. Впоследствии сферу ЗПЗ можно будет расширить.
Исследователи признают, что стоимость экологически чистых продуктов, услуг и работ может оказаться выше, чем у тех, которые не отвечают экологическим требованиям. Впрочем, они отмечают, что с развитием зеленого рынка потребители все чаще будут отдавать предпочтение зеленому продукту, тот будет ставить все более массовым, а следовательно – более дешевым. Иногда достаточно просто поддержать перспективный проект на старте.
Удачный пример
Эксперты Всемирного банка говорят, что государственные закупки сыграли ведущую роль в создании рынка электромобилей в Японии. Уже хорошо известный и у нас Nissan Leaf, первый в мире серийный электромобиль, был представлен в 2010 году. В первые годы производства большинство таких автомобилей приобрели местные органы власти. В течение года после запуска производства почти половина из 619 заряжающих станций была установлена на территории госучреждений. Благодаря этой стартовой государственной поддержке Nissan усовершенствовал свои технологии. Он разработал зарядные устройства, которые оказались быстрее, меньше и дешевле, и установил их по всей Японии. Продажи его электромобилей резко выросли.
А что у нас?
В исследовании Всемирного Банка Украину упомянули буквально несколько раз – в перечне стран, где принялись применять подходы Программы ООН по окружающей среде (UNEP), касающиеся устойчивых публичных закупок (SPP). Вместе с Чили, Грузией, Ливаном, Тунисом, Уругваем и другими. Ориентированность на принципы устойчивого развития отражена в Указе президента Украины №722/2019 "О Целях устойчивого развития Украины на период до 2030 года". Механизм устойчивых публичных закупок во многом совпадает с тем, что предлагают при реализации зеленых публичных закупок, которые исследовал Всемирный банк. Так что в этом смысле участие Украины в программе ООН получило положительную оценку.
В исследовании отметили, что не существует какого-либо единственного пути к внедрению ЗПЗ. В каждой стране он имеет свою специфику, связанную с местными возможностями и экологическими угрозами.
Из интересного для нас - предложение Всемирного банка привлекать международные ресурсы. "Нет никакой необходимости начинать ЗПЗ на пустом месте", - говорят эксперты.
Ранее ЭкоПолитика сообщала, что НБУ обяжет финучреждения оценивать влияние своих проектов на окружающую среду.