Президент Владимир Зеленский в декабря 2020 года анонсировал разработку Украиной второго Национального определенного вклада в Парижское климатическое соглашение. 1 апреля Министерство окружающей среды и природных ресурсов вынесло на общественное обсуждение проект НВВ2.
Этот документ является архиважным, ведь именно он должен четко установить обязательства, которые берет на себя страна по сокращению выбросов парниковых газов. Это напрямую затронет все сферы экономики, ведь потребует радикальных трансформаций многих сфер.
ЭкоПолитика проанализировала документ и основные цели выполнения климатического плана Украина (чтобы просмотреть проект НВВ2, доскролльте до конца страницы).
Предыстория проблемы
Цель климатического соглашения, заключенного в Париже в 2015 году, — не допустить потепления климата более чем на два градуса по Цельсию до конца века по сравнению с уровнем доиндустриальной эпохи. Согласно спецдокладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), потепление на 1,5 градуса и выше может привести к долгосрочным и необратимым изменениям и гибели некоторых экосистем.
Если уровень выбросов СО2 не изменится, то к 2030 году климат Земли может стать почти таким же жарким и сухим, каким он был 3 млн лет назад, говорится в исследовании в журнале Национальной академии наук США (PNAS). Это может привести к сильному подъему уровня мирового океана и другим изменениям.
В международных организациях по защите климата требуют больше шагов со стороны государств для защиты климата.
"Год климатических катастроф и страшные предупреждения от ведущих ученых должны были привести к большему. Зато правительства снова подводят людей, поскольку игнорируют науку и тяжелое состояние", — отметила исполнительный директор Greenpeace International Дженнифер Морган.
В конце 2020 года генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш назвал "драматической" экологическую ситуацию в мире. По его мнению, мировые лидеры должны объявить в своих странах "чрезвычайное климатический состояние", чтобы стимулировать действия по предотвращению катастрофического глобального потепления.
Путь Украины
Украина стала одной из первых европейских стран, которая ратифицировала Парижское климатическое соглашение. Согласно сценарию НВВ2, к 2030 году Украина должна на национальном уровне сократить выбросы CO2 на 65% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. Таким образом выбросы парниковых газов должны составлять не более 35% от уровня 1990 года. Украина ставит целью достижения климатической нейтральности не позднее 2060 года.
"Для Украины достижения климатических целей во всех секторальных политиках способствовать не только снижению выбросов парниковых газов, но и создаст значительные экономические и социальные возможности. Речь идет об улучшении состояния окружающей среды, снижение уровня загрязнения воздуха, воды, земли, положительно повлияет на здоровье населения, а также декарбонизация всех секторов экономики для их конкурентного развития ", - заявил министр охраны окружающей среды Роман Абрамовский.
В то же время, в Минприроды признают, что некоторые трансформации в рамках НВВ2 будут "болезненными".
"Я убеждена, что ряд запланированных преобразований и мероприятий является крайне важным для усиления нашей экономики и улучшения качества жизни людей, как то уменьшение загрязнения воздуха, лучшие и более теплые здания, удобный общественный транспорт, и еще много социально и экономически важных трансформаций, иногда и болезненных", — прокомментировала заместитель министра окружающей среды Ирина Ставчук.
Однако, некоторые эксперты, проанализировав документ, указывают, что отдельные сектора в рамках плана не сократят выбросы, а наоборот — нарастят. Об этом на своей странице в Facebook пишет старший аналитик Ресурсно-аналитического центра "Общество и окружающая среда" Андрей Андрусевич.
"Коротко: Проект НВВ-2 предусматривает в целом уменьшение выбросов парниковых газов по сравнению с текущим состоянием, но по секторам это выглядит следующим образом (% от 2018):
- энергетика и теплоснабжение — 62
- здания — 89
- транспорт — 121
- поставки энергоресурсов — 87
- промышленность — 119
- с/х — 86
- отходы — 95.
Наибольший вклад в сокращение должен сделать сектор энергетики и теплоснабжения (71% всего сокращения, или 38 млн т СО2 е). Промышленность и транспорт — только нарастят (на 14 и 7 млн т соответственно)", — прокомментировал он документ.
Анализ трансформаций по секторам, представленным в проекте
Электроэнергетика
- увеличение производства возобновляемых источников энергии солнца и ветра с доведением их доли до 30% в электроэнергетике;
- активное развитие новой высокоэффективной и высокоманевренной газовой генерации и аккумулирующих мощностей;
- сокращение угольных ТЭС;
- поэтапное закрытие угольных шахт должно происходить в комплексе с программами трансформации угольных регионов.
В 2018 году конечный объем производства электроэнергии и тепла составил около 21 млн т н.э., с общим объемом выбросов ПГ около 99 млн т CO2-экв. или 36% от уровня выбросов 1990 года. К 2030 г.. выбросы в секторе производства энергии и тепла должны уменьшиться примерно на 38%, достигнув 61 млн т CO2-экв. или 23% от уровня 1990 г.. Для достижения таких сокращений в течение следующего десятилетия потребуются инвестиции в размере 26 млрд евро, большая часть из которых (20 млрд евро) придется на новые генерирующие мощности.
Теплоснабжение
- увеличение объемов производства тепла с использованием биотоплива на 30%;
- модернизация систем центрального отопления.
Для достижения цели по уменьшению выбросов ПГ в этом секторе должна увеличиться доля возобновляемых источников энергии на ТЭЦ с 14% до 18% в 2030-м с абсолютным увеличением тепла, произведенного из биотоплива, на 30% (до 6 ТВт∙ч в 2030 г.).
Кроме того, НВВ2 предусматривает модернизацию объектов теплоснабжения. Таким образом, выбросы от ТЭЦ уменьшатся с 16 млн т CO2-экв. в 2018 году до около 13 млн т CO2-экв. в 2030 году.
В общем НВВ2 прогнозирует 20 млрд евро инвестиций в возобновляемые источники энергии. Среди этих инвестиций 80% (16 млрд евро) должно быть потрачено на строительство новых объектов по производству электроэнергии и 20% (4 млрд евро) для увеличения использования биомассы котельными и ТЭЦ. Еще 5 млрд евро нужно будет инвестировать в строительство новых газовых электростанций и модернизацию старых теплоэлектростанций.
Промышленность
- уменьшение вуглеемности и энергопотребления на единицу продукции;
- модернизация промышленных предприятий в соответствии с наилучшими доступными технологиями.
В 2018 году на промышленность приходилось 75 млн т CO2-экв выбросов парниковых газов. Это на 66% меньше чем в 1990 году. НВВ2 Украины предусматривает возможность увеличения выбросов ПГ в 89 млн т CO2-экв (-61% от уровня 1990 года) промышленностью до 2030 года и это будет составлять 22% от общего сокращения выбросов в стране.
По сравнению с 2019 годом выбросы ПГ в 2030 году могут увеличиться на 16%, что будет обусловлено ежегодным экономическим ростом на 3,8%, в то же время, среднегодовое (валовое) повышение эффективности в промышленности на 1,5% предотвратит сильное увеличение выбросов ПГ . Для недопущения увеличения выбросов ПГ в промышленности на более 16%, нужны будут инвестиции на уровне 37 млрд евро в течение 2021-2030 гг.
Лесное хозяйство
- увеличение лесных территорий на 1 млн га;
- переход к устойчивому лесопользованию.
Совокупно выбросы парниковых газов от сектора постепенно росли с 1990 года, с уровня — 21,5 млн т СО2 экв. поглощения ПГ до уровня +0,3 млн т нетто выбросов ПГ в 2019 году. Объемы поглощения выбросов ПГ лесным фондом по сравнению с 1990 годом уменьшились только на 8%, тогда как как выбросы от пашни стабильно росли с 31,3 млн т СО2-экв. в 1990 году до 50 млн т СО2-экв. в 2019 году.
НВВ2 предлагает совокупное уменьшение выбросов ПГ на 9,4% и достижения поглощения выбросов ПГ в секторе на уровне 9 млн т СО2-экв. Для достижения цели совокупные расходы должны составлять примерно 3 млрд евро в течение 2021-2030 гг.
Жилищно-коммунальный сектор
- термомодернизация зданий на уровне 1,3% от общего объема зданий в Украине ежегодно;
- установка высокоэффективных котлов;
- замена ископаемых источников энергии на возобновляемые;
- возведение новых зданий с близким к нулю уровнем энергопотребления.
Выбросы ПГ в секторе зданий в 2018 году составили 28 млн т СО2-экв., из которых 89% приходилось на жилые здания, а 11% — на общественные и коммерческие здания. Цель НВВ2 предусматривает сокращение выбросов ПГ зданиями в 25 млн т СО2-экв. в 2030 году, что составляет 25% от уровня 1990 года. Для достижения этой цели общие расходы составят примерно 1,3 млрд евро ежегодно.
Кроме того, ежегодно нужно 340 млн евро для замены и обновления существующих индивидуальных котлов и систем отопления в зданиях. Таким образом, общие расходы до 2030 года составят примерно 16 млрд евро.
Транспорт
- достижения доли регистрации электромобилей от всех автомобилей на уровне 15%;
- увеличение доли использования биотоплива;
- развитие низкоуглеродистого общественного транспорта, а также железнодорожного и водного.
В 2018 году в этом секторе выбросы ПГ составляли 35 млн т CO2-экв, 71% из которых приходится на автомобильный транспорт, 12% на транспортировку газа и 17% на внедорожный транспорт.
Цель НВВ2 предусматривает, что уровень выбросов ПГ в 2030 году не превысит 42,2 млн т СО2-экв. в транспортном секторе, что составляет 38% от уровня 1990 года. Для достижения такой цели, необходимо, чтобы общие расходы в этом секторе до 2030 года составляли не менее 3 млрд евро.
Эти финансовые потребности включают государственные субсидии, например, для стимулирования развития электромобилей, однако не включают расходы на приобретение частного и общественного транспорта.
Сельское хозяйство
- увеличение использования технологий минимальной или нулевой обработки почвы;
- переход на удобрения с медленным высвобождением вещества;
- увеличение доли земель органического производства до 3%;
- увеличение производства и использования биогаза.
Выбросы ПГ в секторе "Сельское хозяйство" в 2018 году составили 44,2 млн т СО2-экв., что на 49% меньше чем в 1990 году, и на 10% больше чем в 2015 году. Согласно планам НВВ2 выбросы ПГ в секторе сократятся до 38 млн тонн СО2-экв. в 2030 году, что соответствует сокращению на 14% относительно 2018-го и на 56% от уровня 1990 года. Для достижения данной цели совокупные расходы должны составлять примерно 6 млрд евро в течение 2021-2030 гг.
Управление отходами
- внедрение лучших практик в иерархии обращения с отходами;
- утилизация метана из твердых и жидких отходов.
Выбросы ПГ в секторе в 2018 году составили 12,2 млн т СО2-экв., что на 2% больше, чем в 1990 году, и на 1% больше чем в 2017 году. Основными источниками выбросов ПГ в данном секторе являются выбросы метана от свалок и процессов обработки сточных вод. Согласно планам НВВ2 выбросы ПГ в секторе "Отходы" сократятся до 11,6 млн т СО2 экв. в 2030 году, что соответствует сокращению на 5% от уровня 2018 или на 2,5% от уровня 1990 года. Для достижения данной цели совокупные расходы должны составлять примерно 2 млрд евро в течение 2021-2030 гг.
Согласно пояснительной записке к НВВ2, речь идет сокращение выбросов всех парниковых газов, не охваченных Монреальским протоколом, — двуокись углерода (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (HFC), перфторуглероды (PFC), гексафторид серы (SF6), трифторид азота (NF3).
"С 1990 года в Украине наблюдается существенное сокращение выбросов парниковых газов. По данным Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов в Украине за 1990-2018 гг., общий объем выбросов ПГ в Украине в 2018 году составлял 341,9 млн т CO2- eкв., что составляет 38,7% от уровня 1990 года. Текущий уровень выбросов ПГ обусловлен в основном ресурсоемкой промышленностью, оставшейся в Украине после распада СССР, которая имеет высокие удельные выбросы ПГ. Кроме того, такие секторы промышленности, как производство стали, цемента и других строительных материалов имеют значительное количество производственных отходов, а потому нуждаются в модернизации с привлечением дополнительной финансовой поддержки", — отмечают авторы документа.
В то же время, эксперты указывают, что в проекте НВВ2 четко не регламентировано, каким образом будет обеспечиваться финансовая поддержка на модернизацию предприятий. По словам представителей Европейской бизнес ассоциации, в предложенных сценариях моделирования НВВ2 практически отсутствуют предложения в отношении потенциального механизма финансирования мероприятий в рамках достижения климатических целей. Поэтому вопрос "Где взять деньги?" все еще остается открытым...