Верховная Рада Украины во вторник, 16 февраля, рассмотрит законопроекты №4167 и №4167-1 "О промышленном загрязнении" и еще ряд законопроектов, касающиеся охраны окружающей среды.
Об этом говорится в повестке заседаний парламента на 16-19 февраля. ЭкоПолитика проанализировала документы и предлагает своим читателям подробно ознакомиться с ними.
16 февраля
- №4167 "О предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения". Автор — премьер-министр Денис Шмыгаль.
Цель документа — имплементировать в украинское законодательство положения Директивы 2010/75/ЕС о промышленных выбросах, а именно: объединить природоохранные разрешения в одно — интегрированное, ввести лучшие доступные технологии и методы управления (НДТМ), создать реестр промышленных предприятий, которые должны получать интегрированное разрешение и т. д.
Внедрение интегрированной разрешительной системы является одним из обязательств Украины в рамках Соглашения об ассоциации.
Документ много критикуют за недостаточный адаптационный период для новой разрешительной документации, неопределенность относительно сроков адаптации по внедрению НДТМ, полномочия разрешительного органа самостоятельно приостанавливать или аннулировать интегрированное разрешение без разрешения суда и др., что создает благоприятные предпосылки для коррупции. В частности, в редакции против него выступила Федерация работодателей Украины и Европейская бизнес-ассоциация. По мнению экспертов, законопроект противоречит Директиве 2010/75/ЕС.
- №3969 "О внесении изменений в Водный кодекс Украины относительно уточнения перечня первичных водопользователей". Автор — нардеп от "Слуги народа" Елена Криворучкина.
Цель документа — утверждение перечня платных услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями, которые принадлежат к сфере управления Государственного агентства водных ресурсов.
Задачами законопроекта являются:
- законодательное урегулирование вопроса обязательности заключения хозяйственного договора первичными водопользователями с предприятиями водной отрасли, необходимость законодательного закрепления организации предоставления платных услуг, связанных с подачей воды юридическим и физическим лицам из мелиоративных систем и водных источников для полива орошаемых или увлажнения осушенных земель, промышленных и коммунальных нужд, а также полива огородов, садов и богарных земель и наполнения наливных водоемов.
- сохранение и восстановление государственного имущества на стратегических объектах Украины за счет предоставления платных услуг.
- №4259 "Об охране атмосферного воздуха". Инициатором стал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
Цель документа — создание условий для выполнения Украиной международных обязательств в сфере охраны озонового слоя и предотвращения изменений климата, а также адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС о чистоте воздуха.
"Закон Украины "Об охране атмосферного воздуха" предусматривает, что предприятия, учреждения, организации и граждане-субъекты предпринимательской деятельности обязаны в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, которые вредно влияют на озоновый слой, а также проводить работу по уменьшению выбросов веществ, накопление которых в атмосферном воздухе может привести к негативным изменениям климата, проектом Закона предусмотрено внесение изменений в статью 16 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха"", — говорится в пояснительной записке.
Отметим, что проект — технический. Он намерен привести законодательство в соответствие с Законом "О регулировании хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами" в части определения правовых и организационных основ.
- №3526 "Об усилении защиты лесов, предотвращении пожаров на землях лесного и водного фонда, торфяниках и на землях других категорий (второе чтение). Автор документа глава экологического комитета Рады Олег Бондаренко.
Цель документа — увеличение штрафных санкций за выжигание растительности и лесных насаждений
17 февраля
- №3091 и №3091-1 "О государственном экологическом контроле". Автор основного— нардеп от "Слуги народа" Александр Мариковський, альтернативного — нардеп от "Слуги народа" Сергей Кузьминых.
Цель документа — реформа государственного экологического контроля. В частности, он расширяет полномочия Госэкоинспекции и предусматривает предоставление ей статуса правоохранительного органа, предоставляет право инспекторов на внеплановые проверки и устанавливает новые штрафы за нарушение законодательства об охране окружающей среды.
Вводятся следующие санкции: штраф, временный запрет на деятельность, приостановление или аннулирование лицензии, прекращение деятельности.
По мнению бизнеса, ни один из законопроектов не может быть принят в текущей редакции.
В то же время Профессиональная ассоциация экологов Украины неоднократно выражала критическую оценку обоих законопроектов.
Ранее ЭкоПолитика писала, что Государственную экологическую инспекцию признали одним из трех главных "врагов" бизнеса в Украине. Деятельность ГЭИ должна помочь внедрить лучшие европейские практики по защите окружающей среды, но на деле экоинспектора продолжают "кошмарить" предприятия.
19 февраля
- №3200 и №3200-1 "О предотвращении незаконной охоты". Автор основного — Олег Бондаренко, альтернативного — нардеп от "Слуги народа" Сергей Литвиненко.
Цель документа — установить плату за пользование охотничьими угодьями из расчета за 1 га охотничьих угодий (соответственно в процентном соотношении необлагаемого минимума доходов граждан, что составляет 17 гривен, в соответствии с пунктом 5 подраздела 1 раздела XX Налогового кодекса Украины).
- Лесных — 1,70 грн (10%);
- полевых — 1,36 грн (8%);
- водно-болотных — 0,85 грн (5%).
Дополнительное поступление в бюджеты органов местного самоуправления за пользование охотничьими угодьями будет составлять 53,8 млн грн.
- №2051-1 "Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины" (повторное второе чтение). Автор — нардеп от "Слуги народа" Александр Кривошеев.
Цель документа — запретить распространение в объектах розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг: сверхлегких пластиковых пакетов; легких пластиковых пакетов толщиной до 50 мкм, оксоразлагаемых (оксобиоразлагаемых) пластиковых пакетов.
Ограничения не будут распространяться только на сверхлегкие пластиковые пакеты с толщиной стенки до 15 микрон и размерами 225 х 345 х 450 мм, которые используются как первичная упаковка для мяса, рыбы и продуктов из них, а также сыпучих продуктов.
Они будут запрещены с 2023 года, после появления на рынке соответствующих альтернатив. Планируется, что запрет на пластиковые пакеты начнет действовать через девять месяцев со дня принятия законопроекта. Таким образом будет обеспечен постепенный переход на более экологичные альтернативы, в частности пакеты и сумки многоразового использования, бумажные пакеты, биоразлагаемые пакеты.
Как сообщала ЭкоПолитика, законопроекты "О промышленном загрязнении" и "О недропользовании" имеют существенные недостатки.