Рада рассмотрит законопроекты "О промышленном загрязнении" и "О недропользовании": что с ними не так

Рада рассмотрит законопроекты "О промышленном загрязнении" и "О недропользовании": что с ними не так

Большинство документов еще сырые и требуют доработки

Во вторник, 2 февраля, на рассмотрение Верховной Рады в первом чтении вынесли четыре важных законопроекта для энергетической области. 

Такая информация следует из повестки заседания парламента. Речь идет о законопроектах: №4187 и №4187-1 "Об упрощении недропользования" и №4167 и №4167-1 "О промышленном загрязнении".

Как неоднократно подчеркивалось, оба документа в нынешней версии еще достаточно "сырые" и требуют доработки.

Законопроект №4187 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно поддержки развития отечественных отраслей недропользования". Автор — нардеп от "Слуги народа" Павел Якименко. Автор альтернативного — глава экологического комитета Олег Бондаренко.

Требует доработки в части:

  • Введение дополнительного налога для добывающих компаний, а также санкции за его неуплату в виде аннулирования специального разрешения на пользование недрами;
  • Утверждение на уровне Кодекса полномочия Минприроды по согласованию участков недр для выставления на аукцион с целью геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки с дальнейшей добычей полезных ископаемых;
  • Расширение оснований для аннулирования специального разрешения на пользование недрами;
  • Введение рассрочки платежа по оплате цены специального разрешения на пользование недрами, содержащий значительные коррупционные риски;
  • Необходимость проведения дополнительной ОВД субъектом хозяйствования с целью оценки влияния, который не был оценен при осуществлении ОВД и/или существенно меняет результаты оценки воздействия этой деятельности на окружающую среду. Это создаст значительные финансовые и организационные проблемы для компаний;
  • "Монополизация" полномочий Государственной комиссии Украины по запасам полезных ископаемых по проведению оценки ресурсов и запасов полезных ископаемых.

Вывод: законопроект имеет существенные недостатки и требует доработки.

Альтернативный законопроект №4187-1

Требует доработки:

  • Введение дополнительного налога для добывающих компаний, а также санкций за его неуплату в виде аннулирования специального разрешения на пользование недрами. Такие изменения усилят налоговую нагрузку на компании, которые сейчас находятся в чрезвычайно сложных экономических условиях;
  • Расширение оснований для аннулирования специального разрешения на пользование недрами, в том числе в случае невыполнения без уважительных причин утвержденной программы работ с нарушением сроков на более одного года с даты окончания выполнения соответствующего этапа программы работ;
  • Введение компенсации расходов государства за проведенные геологоразведочные работы, как платы за вторичную геологическую информацию;
  • Определенный механизм расчета начальной цены спецразрешения, приведет к установлению сверхвысоких стартовых цен лотов на аукционах для разрешений относительно полезных ископаемых, запасы которых не утверждены;
  • Введение рассрочки платежа по оплате цены специального разрешения на пользование недрами, содержащий значительные коррупционные риски.

Вывод: законопроект имеет существенные недостатки и требует доработки.

Законопроекты №4167 и №4167-1 "Об предотвращении, уменьшении и контроле промышленного загрязнения". Автор основного — премьер-министр Денис Шмыгаль. 

№4167

Требует доработки:

  • Введение интегрированного разрешения распространяется на все добывающие предприятия Украины.
  • Устанавливает нереалистично малы для украинской экономики сроки реализации требований Нацплана по сокращению выбросов.
  • Предоставляет чрезмерные полномочия контролирующим органам.
  • Создает условия искажения конкуренции из-за чрезмерной открытости коммерческой информации (публичного реестра интегрированных разрешений) о владельцах интегрированных разрешений.

Вывод: законопроект имеет существенные недостатки.

№4167 -1

Позитив:

  • Регулирует порядок выдачи, отказа, остановки, аннулирования интегрированного разрешения.
  • Уполномочивает ВРУ/КМУ определять критерии "наилучших доступных технологий и методов управления".
  • Формирует понятный исключительный перечень обязательной информации в Реестре интегрированных разрешений, которая будет публично раскрываться в интернете.
  • Устанавливает достаточный срок переходного периода для операторов установок (возможность адаптировать деятельность к новым регуляторным требованиям и получить разрешения).

Вывод: альтернативный законопроект более сбалансированный.

Как сообщала ЭкоПолитика, в последнюю неделю января нардепы так не дошли до голосования за экологические законопроекты. Хотя их на повестку дня было вынесено около семи. Мы подробно анализировали каждый из них в материале.

Читайте также
В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"
В ВРУ зарегистрирован законопроект "О ратификации Дунайской региональной программы"

Соглашение направлено на создание условий для привлечения международной технической помощи

Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады