В четверг, 15 июля, Верховная Рада Украины не приняла в первом чтении законопроект №4461 "О территориях Изумрудной сети".
За соответствующее решение проголосовали лишь 199 народных депутата.
По результатам голосования законопроект не набрал необходимого количества голосов для принятия в первом чтении и 237 голосами был направлен на доработку.
Автор законопроекта — нардеп от "Слуги народа" Юлия Овчинникова.
Как известно, Изумрудная сеть – это сеть территорий особого природоохранного значения. Всего в Украине Изумрудной сети принадлежит 377 территорий площадью около 8 млн га. Закон должен обеспечить сохранение типов природных оселищ и видов природной фауны и флоры на этих территориях.
Сумма расходов для реализации положений закона на ближайшие шесть лет должна была составить 800 млн гривен, или 133 млн гривен в год.
Законопроект предусматривает:
- изменение подхода к управлению природоохранной территорией с "охраны" территории в "сохранение отдельных природных оселищ и природной фауны и флоры" путем планирования и реализации мероприятий, которые необходимы для поддержания или восстановления природных оселищ и популяций видов природной флоры и фауны в благоприятном статусе сохранения;
- установление четких критериев отбора территорий Изумрудной сети и определения перечней видов флоры и фауны, типов природных оселищ, для которых определяются территории Изумрудной сети;
- функционирование Национального реестра территорий Изумрудной сети и системы мониторинга статуса сохранения типов природных оселищ и видов природной флоры и фауны;
- разработка планов управления территориями Изумрудной сети, включающими меры по сохранению каждого приоритетного вида флоры и фауны и природного оселища; внедрение механизма оценки воздействия на территорию Изумрудной сети;
- создание центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере охраны и использования природно-заповедного фонда, экологической и Изумрудной сети, сохранение биоразнообразия.
Согласно документу, процедуру оценки воздействия на окружающую среду на территории Изумрудной сети нужно обязательно осуществлять в процессе:
- утверждения документов государственного планирования, подлежащих стратегической экологической оценке в порядке и в соответствии с Законом Украины "О стратегической экологической оценке";
- осуществления землеустройства на общегосударственном, региональном и местном уровнях;
- принятия решений о проведении планируемой деятельности, которая может оказать негативное влияние на территории Изумрудной сети в порядке и в соответствии с Законом Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду";
- планирования хозяйственной деятельности в пределах территорий Изумрудной сети, которая не подпадает под действие Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду".
Несмотря на ряд замечаний от представителей бизнеса редакция документа осталась без изменений. Как сообщалось, некоторые положения законопроекта могут иметь неоднозначную трактовку, а значит стать основанием для возникновения потенциальных коррупционных рисков и осложнить реализацию инвестиционных бизнес-проектов:
- предприятия вынуждены будут получать дополнительный документ разрешительного характера для осуществления хозяйственной деятельности, а именно заключение по оценке воздействия на территории (второй вывод по оценке воздействия на окружающую среду – ОВОС), и фактически дважды осуществлять процедуру, которая имеет целью оценить и уменьшить негативное влияние планируемой деятельности на окружающую среду;
- отсутствие критериев для оценки наличия/отсутствия негативного влияния и четкого перечня видов деятельности, которые будут ограничены и запрещены в связи с неполной имплементации Директивы 92/43/ЕС, которая такую информацию приводит, а также делает исключения для проектов, представляющих общественный интерес;
- отсутствие четкого перечня видов деятельности, по которым необходимо осуществлять оценку влияния на территории может привести к разногласиям в применении норм проекта Закона и коррупционных рисков, ведь такие решения по своему усмотрению смогут принимать уполномоченные органы власти;
- отсутствие четкого понимания, будет ли применяться требование по осуществлению оценки воздействия на территории для предприятий, которые уже получили разрешительные документы, но начали деятельность после принятия проекта Закона;
- необходимость проведения оценки воздействия на территории в процессе осуществления землеустройства, а также перед получением ряда документов разрешительного характера. На практике, это может привести к необходимости проведения процедуры несколько раз для реализации одного проекта. Особую угрозу такой подход представляет для предприятий в сфере недропользования, где может быть заблокирована деятельность компаний, которые приобрели свои лицензии через аукционы за сотни миллионов гривен;
- отсутствие переходного периода для имплементации планов управления территориями Изумрудной сети, которые разрабатываются в течение 6 лет и потенциально будут устанавливать меры по сохранению биоразнообразия и перечень видов деятельности, которые запрещены или которые ограничиваются на территории Изумрудной сети.
Ранее ЭкоПолитика сообщала о том, что украинские экологи настаивают на скорейшем принятии законопроекта №4461 "О территориях Изумрудной сети".
Также сообщалось, что представители бизнеса и НАПК заявляли о необходимости доработки документа.