Верховная Рада утвердила бюджет на 2022 год: что изменилось в расходах на экологию?

Верховная Рада утвердила бюджет на 2022 год: что изменилось в расходах на экологию?

Иван Шевчук

В государственном бюджете на 2022-е место среди экологических расходов, величайшие добавки получили экологические меры и лесное хозяйство

2 декабря, Верховная Рада утвердила Государственный бюджет на 2022-й год. На Министерство по охране окружающей среды выделили на 5% больше средств, чем в прошлом году.

ЭкоПолитика проанализировала документ и предлагает своим читателям ознакомиться с основными статьями экологических расходов.

В Госбюджете-2022 на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины были выделены 11,6 млрд грн. В предыдущем бюджете было около 11 миллиардов.

Кому добавил больше всех?

На защиту природы, в частности, для улучшения состояния окружающей среды, были выделены 228,6 млн грн. Это почти на 40% больше, чем в 2021 году. Изначально же на эту статью было выделено даже меньше средств, чем в прошлом году. Однако при подготовке документа ко второму чтению на охрану природы добавили 100 млн грн.

Заметно увеличились расходы на научную деятельность в области охраны окружающей среды и на повышение квалификации профильных кадров. В первом случае сумма увеличена с примерно 57 миллионов до более чем 76 миллионов, во втором - от 45,6 млн до более чем 55 млн грн.

Что в энергетике?

После рассмотрения Государственного бюджета в первом чтении эксперты отметили, что его экологическая ориентированность в значительной степени определяется структурой финансирования тех отраслей, которые оказывают основную нагрузку на окружающую среду. Прежде всего - энергетики.

Для реформирования и развития энергетического сектора на этот раз было выделено более 31 млн грн. Это, конечно, больше, чем 25,4 миллиона в бюджете-2021, но чрезвычайно мало как для мощной стратегической отрасли. Сейчас она нуждается в едва ли не революционных изменений не только по экологическим соображениям, но и просто для того, чтобы избежать энергетического коллапса уже в ближайшие годы, когда начнут останавливаться украинские АЭС.

Позитивный момент - кое-что для возобновляемых источников энергии. Бюджет предусматривает 350 млн грн на реконструкции гидроэлектростанций ЧАО "Укргидроэнерго".

В других энергетических статьях цифры очень скромные. На мероприятия по ликвидации неперспективных угольных предприятий бюджет предусматривает столько же, как и ранее - около миллиарда. На реструктуризацию угольной промышленности - немногим более 4 миллиардов против около 3 миллиардов в прошлом году. Для того, чтобы проводить декарбонизацию в темпе, которого от нас ждет Европа, финансирование недостаточно.

На сохранение тепла

Для Фонда Энергоэффективности в бюджете-2022 года предусмотрено около 2,6 млрд грн. Глава подкомитета по вопросам изменения климата экологического Комитета ВР Леся Василенко считает, что этого мало:

"2,6 млрд. будет достаточно для утепления и переоборудования  500-700 многоэтажек. Для понимания: их 180 тысяч в Украине. Поэтому такими темпами мы будем сокращать вредные выбросы и размеры платежек еще лет 100. Чтобы правительство выполнило обязательства по Парижскому соглашению, на энергоэффективность из Государственного бюджета должны были бы дать минимум 16 миллиардов грн. Это притом, что +24 млрд должно были бы поступить в Фонд Энергоэффективности  со стороны международных партнеров и от местных бюджетов. Так, согласно расчетам тех же правительственных экспертов, требуется 40 млрд ежегодно до 2035 года, чтобы в сфере энергетики действительно уменьшились выбросы парниковых газов".

Еще одним недостатком бюджета-2022 Василенко считает то, что он не предусматривает "теплых кредитов", когда государство возмещает часть займа на энергоэффективность:

"На них в этом бюджете - 0. В 2020 году было 150 миллионов грн, и люди ими успешно пользовались".

Что еще изменилось?

Государственное агентство Украины по управлению зоной отчуждения получило около 1,9 млрд грн против 3 млрд в этом году. Это обусловлено, по-видимому, характером и объемом работ, необходимых на нынешнем этапе.

В то же время едва ли не удвоилось финансирование лесного хозяйства - 618 миллионов грн против 319 за текущий год. Средства в значительной степени направлены на охрану лесов, в том числе - и от пожаров, которые в позапрошлом году стали настоящей катастрофой для наших зеленых насаждений.

Еще из положительного - больше денег дадут для сохранения заповедника "Аскания-Нова" - 53, 6 млн грн, против 34,1 млн грн на 2021 год.

Отдельная строка на 50 миллионов гривен предусмотрена и для национального дендропарка "Софиевка".

С учетом всех причастных к экологии расходов, мы можем сделать вывод, что забота об окружающей среде в следующем году будет финансироваться не хуже, чем в текущем. Скорее, мы даже можем говорить о небольшом плюсе.


Когда проект Госбюджета рассматривали еще в первом чтении, ЭкоПолитика предлагала вашему внимания его проверку на экологичность.

 

 

Читайте также
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 5 февраля: повестка

Нардепы рассмотрят отчет о работе экокомитета за сентябрь 2023 – февраль 2024 года

Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка
Парламентский экокомитет проведет заседание 26 января: повестка

Нардепы не будут рассматривать профильные законопроекты относительно которых комитет определен главным

Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы
Появилась повестка экокомитета на 15 января: что рассмотрят нардепы

На заседании рассмотрят план работы экокомитета на период одиннадцатой сессии Верховной Рады

Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка
Экокомитет Верховной Рады проведет заседание 12 января: повестка

Экокомитет рассмотрит план своей работы на период 11 сессии Верховной Рады