Первая неделя климатического саммита ООН COP29 в Баку закончилась разочарованием, поскольку прогресса в ключевом вопросе финансирования энергетического перехода и адаптации к изменению климата в развивающихся странах переговорщикам так и не удалось достичь.
О настроениях на главной международной климатической конференции пишет издание Euronews.
Главной темой Конференции Сторон COP29 называют утверждение новой коллективной количественной цели климатического финансирования (NCQG – New Collective Quantified Goal on Climate Finance). Поэтому климатический саммит в этом году уже окрестили "финансовым COP".
Идея состоит в том, что $100 млрд в год, которые несколько развитых стран и ЕС договорились в 2009 году мобилизовать до 2020 года – дедлайн, который они пропустили на два года – должны быть значительно увеличены с 2025 года.
Вокруг чего возникли споры
ЕС четко дал понять, что сначала хочет расширить перечень стран-доноров и включить в него, в частности, Китай. Следует напомнить, что в контексте COP Китай все еще считает себя развивающейся страной. Поэтому на полпути к завершению COP29 появились признаки напряженности.
Диего Пачеко, главный переговорщик от Боливии, на завершающем пленарном заседании первой недели в субботу вечером заявил, что развивающиеся страны получили много "причудливых предложений" относительно более амбициозных климатических целей в то время, как в финансировании "никакого прогресса" не было.
"Нет цифры, нет амбиций. Помните, что это финансовая COP, и мы ожидаем, что развитые страны выполнят свои обязательства", – поставил Пачеко ультиматум.
В Euronews напомнили, что развивающиеся страны представляют более половины населения мира. В настоящее время в эту категорию входят Саудовская Аравия и другие нефтяные государства, а также Китай и Индия. По мнению ЕС и других, многие из этих стран должны быть не бенефициаром, а донором.
Участники переговоров начали с девятистраничного проекта соглашения NCQG, который быстро разросся до 35 страниц, говорят в Euronews.
По последним оценкам, развивающиеся страны будут нуждаться в триллионах долларов инвестиций в течение следующих 10 лет для адаптации к изменениям климата и энергетического перехода.
Какую форму будет иметь климатическое финансирование
Наблюдатели Euronews отмечают, что какой бы ни была общая "количественно определенная цель" в NCQG, это не будет простым переводом денег в виде прямых грантов от правительств.
"По мере того, как цифры будут расти, баланс будет склоняться в сторону "мобилизации" финансов, а не просто их предоставления", – говорят они.
Участники переговоров, в частности, рассматривают комплекс мер, направленных на снижение стоимости заимствований, уменьшение рисков для инвестиций частного сектора и усиление роли многосторонних банков развития (МБР).
Старший научный сотрудник по международным финансам итальянского аналитического центра по вопросам изменения климата ECCO Элеонора Кого говорит, что заявление Всемирного банка и других организаций о планах совместно увеличить финансирование климатических программ для стран с низким и средним уровнем дохода стало "большим шагом вперед".
"МБР уже дали понять, что они могут увеличить финансирование к 2030 году до $120 млрд, так что это очень большой шаг вперед по сравнению с 75 млрд, которые мы имели", – сказала Кого в интервью Euronews в Баку.
Какая ситуация с проектом соглашения о NCQG сейчас
В начале второй недели на столе лежит доработанный 25-страничный проект соглашения о NCQG, опубликованный в субботу.
Он все еще содержит десятки вариантов и подвариантов, а также более 400 альтернативных формулировок и пробелов, которые необходимо заполнить. До сих пор не установлено, сколько средств для достижения основной цели будет мобилизовано из частного сектора, а сколько будет предоставлено, и кто это сделает. Развивающиеся страны хотят по меньшей мере $1 трлн в год.
Дискуссии перейдут на политический уровень на этой неделе, когда министры прибудут в Баку на финальную встречу.
На днях ЭкоПолитика сообщала, что экономисты на Конференции Сторон COP29 в Баку призывали найти минимум $1 трлн в год в течение десятилетия для более бедных стран, чтобы те могли справиться с изменением климата.